Блоги

ЗанятиеНОД по обучению грамоте в старшей группе
Программное содержание:
- освоение звукового анализа слов;
- определять протяженность слов и составлять их графическую запись;
- совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал: доска, указка, картинка - схема слова "КИТ", фишки, маркер, предметные картинки.
Раздаточный материал: фишки, листок бумаги, карандаши.
Оргмомент
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Сядет тот, кто разделит своё имя на слоги - хлопками.
Скажите, что мы делали?
(Дети: делали слова на слоги).
Воспитатель: А теперь ребята, давайте запишем слова по слогам
• разделите слово РЫБА на слоги
• сколько слогов в этом слове (2)
• значит пишем 2 полоски
• даю образец
(рыба) (ма-ши-на) (те-ле-ви-зор)
(мама) (со-ба-ка) (ко-ро-боч-ка)
• Ребята, что мы сейчас делали?
(Дети: записывали слова по слогам)
Воспитатель: А теперь, давайте разделим на слоги слово "КИТ". Сколько слогов в слове? Правильно - 1, молодцы!
• сейчас мы проведем звуковой анализ слова "КИТ"
• назовите гласный звук "И"
• назовите первый звук "К"
• назовите последний звук "Т"
• звуковой анализ какого слова мы проводили?
(Дети: КИТ)
Воспитатель: Пришло время для игры
• поиграем в игру "Живые звуки". (вызываю 3х детей).
• встаньте друг за другом так, чтобы получилось слово "КИТ"
• Элина - произнеси звук "К" - твердо "К"
• Илья - назови гласный звук "И"
• Максим - придумай слово на звук "Т"
Ребята, скажите пожалуйста, Максим, Элина и Илья с каким словом играли?
(Дети: со словом КИТ)
Воспитатель: Ребята, хотите еще поиграть?
Игра называется "Построим дом"
• назовите материалы, необходимые для постройки дома, и части дома, в названии которых есть звуки "Р" и "Рь"
(бревна, кирпичи, рама, крыльцо, крыша, труба, чердак)
• Ребята, вы назвали материалы и части дома с каким звуком? "Р"
• назовите предметы мебели?
(кровать, кресло, телевизор, картина, кран, ковер)
• какой одинаковый звук во всех предметах мебели?
• что может находиться в саду и огороде около дома? (деревья, кустарники, грядки, забор, розы)
• вы догадались, какие звуки слышатся в этих словах?
Воспитатель: Ребята, сегодня мы выполнили много заданий. Какое задание из этих вам понравилось больше всего?
ЗанятиеНОД по обучению грамоте в старшей группе
Программное содержание:
- освоение звукового анализа слов;
- определять протяженность слов и составлять их графическую запись;
- совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал: доска, указка, картинка - схема слова "КИТ", фишки, маркер, предметные картинки.
Раздаточный материал: фишки, листок бумаги, карандаши.
Оргмомент
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Сядет тот, кто разделит своё имя на слоги - хлопками.
Скажите, что мы делали?
(Дети: делали слова на слоги).
Воспитатель: А теперь ребята, давайте запишем слова по слогам
• разделите слово РЫБА на слоги
• сколько слогов в этом слове (2)
• значит пишем 2 полоски
• даю образец
(рыба) (ма-ши-на) (те-ле-ви-зор)
(мама) (со-ба-ка) (ко-ро-боч-ка)
• Ребята, что мы сейчас делали?
(Дети: записывали слова по слогам)
Воспитатель: А теперь, давайте разделим на слоги слово "КИТ". Сколько слогов в слове? Правильно - 1, молодцы!
• сейчас мы проведем звуковой анализ слова "КИТ"
• назовите гласный звук "И"
• назовите первый звук "К"
• назовите последний звук "Т"
• звуковой анализ какого слова мы проводили?
(Дети: КИТ)
Воспитатель: Пришло время для игры
• поиграем в игру "Живые звуки". (вызываю 3х детей).
• встаньте друг за другом так, чтобы получилось слово "КИТ"
• Элина - произнеси звук "К" - твердо "К"
• Илья - назови гласный звук "И"
• Максим - придумай слово на звук "Т"
Ребята, скажите пожалуйста, Максим, Элина и Илья с каким словом играли?
(Дети: со словом КИТ)
Воспитатель: Ребята, хотите еще поиграть?
Игра называется "Построим дом"
• назовите материалы, необходимые для постройки дома, и части дома, в названии которых есть звуки "Р" и "Рь"
(бревна, кирпичи, рама, крыльцо, крыша, труба, чердак)
• Ребята, вы назвали материалы и части дома с каким звуком? "Р"
• назовите предметы мебели?
(кровать, кресло, телевизор, картина, кран, ковер)
• какой одинаковый звук во всех предметах мебели?
• что может находиться в саду и огороде около дома? (деревья, кустарники, грядки, забор, розы)
• вы догадались, какие звуки слышатся в этих словах?
Воспитатель: Ребята, сегодня мы выполнили много заданий. Какое задание из этих вам понравилось больше всего?
Рисунки моих учениковВсе дети рождаются талантливыми
Все дети рождаются талантливыми в той или другой области искусства. А если говорят, что ребенок бездарен, то это результат воспитания, точнее же, результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нем. Редко встретишь ребенка дошкольного или младшего школьного возраста, который не любил бы рисовать. Через свои работы дети самовыражаются, им не важно – правильно или не правильно, с точки зрения ли художественных канонов, создан их рисунок. Они видят себя великими художниками и гордятся своими, даже не совсем удачными работами. Дети не видят недостатков в своих рисунках, им всегда (или почти всегда) нравится и сам процесс рисования и конечный результат. В этом-то и есть счастье детского творчества. Основным принципом своей работы я ставлю – не мешать ребятам в дальнейшем самовыражаться и получать удовольствие от процесса рисования. Лично я всегда, когда прихожу, как учитель, на урок рисования, ставлю перед такие задачи:
1) учить рисовать правильно, подсказывая решения, показывая приемы работы с теми или иными материалами;
2) помогать реализовывать творческие порывы менее способных учащихся, давая им возможность реализовывать себя в рисунке.
В школе, где я работаю, 41 ученик. Мало, конечно!!! Но у меня есть талантливые и художественно одаренные ученики. Дети, которые не только хорошо работают на уроке, но и участвуют в конкурсах и занимают призовые места.
Мои ученики являются ежегодными участниками и победителями конкурсов рисунков и поделок православной тематики – «Мой храм», «Рождественская звезда», «Пасхальный благовест».
Кроме того, не смотря на то, что по учебному плану ИЗО всего 1 час в неделю, мои ученики находят время, чтобы нарисовать рисунки к традиционным праздникам, смастерить открытки ко Дню пожилого человека, ко Дню матери и т.д.
Что же такое искусство в моем понимании и понимании моих учеников? Скажу словами великого Д. Дидро: «Искусство, это попытка создать рядом с собой еще один мир, только более человечный». Так пусть же творят этот мир! А я им только буду помогать!!
Рисунки моих учениковВсе дети рождаются талантливыми
Все дети рождаются талантливыми в той или другой области искусства. А если говорят, что ребенок бездарен, то это результат воспитания, точнее же, результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нем. Редко встретишь ребенка дошкольного или младшего школьного возраста, который не любил бы рисовать. Через свои работы дети самовыражаются, им не важно – правильно или не правильно, с точки зрения ли художественных канонов, создан их рисунок. Они видят себя великими художниками и гордятся своими, даже не совсем удачными работами. Дети не видят недостатков в своих рисунках, им всегда (или почти всегда) нравится и сам процесс рисования и конечный результат. В этом-то и есть счастье детского творчества. Основным принципом своей работы я ставлю – не мешать ребятам в дальнейшем самовыражаться и получать удовольствие от процесса рисования. Лично я всегда, когда прихожу, как учитель, на урок рисования, ставлю перед такие задачи:
1) учить рисовать правильно, подсказывая решения, показывая приемы работы с теми или иными материалами;
2) помогать реализовывать творческие порывы менее способных учащихся, давая им возможность реализовывать себя в рисунке.
В школе, где я работаю, 41 ученик. Мало, конечно!!! Но у меня есть талантливые и художественно одаренные ученики. Дети, которые не только хорошо работают на уроке, но и участвуют в конкурсах и занимают призовые места.
Мои ученики являются ежегодными участниками и победителями конкурсов рисунков и поделок православной тематики – «Мой храм», «Рождественская звезда», «Пасхальный благовест».
Кроме того, не смотря на то, что по учебному плану ИЗО всего 1 час в неделю, мои ученики находят время, чтобы нарисовать рисунки к традиционным праздникам, смастерить открытки ко Дню пожилого человека, ко Дню матери и т.д.
Что же такое искусство в моем понимании и понимании моих учеников? Скажу словами великого Д. Дидро: «Искусство, это попытка создать рядом с собой еще один мир, только более человечный». Так пусть же творят этот мир! А я им только буду помогать!!
Блог воспитателя детского садаПодвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.
Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной, так как от состояния здоровья наших детей зависит благополучие общества в целом. К сожалению, сейчас во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
В связи с этим дошкольное образовательное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья детей на всех этапах его обучения и развития.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс и рассматривается в настоящее время как «здоровьесберегающие технологии». Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольникам возможность сохранения здоровья, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать полученные знания в повседневной жизни. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Подвижные игры являются одним из самых часто применяемых видов здоровьесберегающих технологий, которые используются в практике ДОУ.
Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр с детьми возникают поистине уникальные возможности для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Но подвижная игра, также, в силу своей специфики является, прежде всего, эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Так, подвижные игры при правильном их подборе, т.е. с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности детей, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, формирование правильной осанки, повышают функциональную деятельность организма, активизируют обмен веществ, а мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.
Подвижные игры положительно влияют и на нервную систему, потому что увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции.
При системном проведении подвижных игр оптимальные для детского организма физические нагрузки также имеют огромное значение для тренировки и развития у детей адаптивных способностей к изменениям условий двигательной деятельности.
Кроме всего прочего, подвижные игры, это хороший активный отдых после умственной деятельности. Особенно ценно с точки зрения оздоровления проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Использование народных игр способствует интернациональному воспитанию детей, их ознакомлению с обычаями и особенностями мировоззрения и жизненного уклада разных народов. Это очень важно в условиях поликультурного государства, каким и является Россия. Уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.
У мордвы, как и у других народов, есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.
Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.
Содержание народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует развитию толерантного отношения детей к представителям других культур.
Данные игры рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём»

«В ключи»
(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)
Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
Дядя(тётя), у тебя ключи?
Тот отвечает, указывая на соседа:
Вон у дяди (тёти) спроси.
Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:
Посередине поищи!
Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.
Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

«В курочек»
(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

«Круговой»
(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

«Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
ЛайфхакиОб использовании рабочих тетрадей
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ПИСЬМО
от 23 октября 2019 года № ВБ-47/04
Об использовании рабочих тетрадей

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 июля 2019 г. № Пр-1418 "О рассмотрении вопроса о сокращении использования рабочих тетрадей в образовательном процессе, в том числе с учетом внедрения в образовательную программу современных цифровых технологий в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда", предусмотренного национальным проектом "Образование", Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Министерство) разъясняет порядок использования рабочих тетрадей при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и предлагает меры по организации системной работы, направленной на снижение их количества.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - федеральный перечень учебников), утвержденный приказом Минпросвещения России от 28 декабря г. № 345 (в редакции от 8 мая 2019 г. № 233);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - перечень организаций), утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699.
Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования (далее - список) и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.
Таким образом, если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора образовательной организации, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.
В целях более углубленного изучения учебного предмета обучающимися учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Вместе с тем Министерство обращает внимание, что использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах является неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно влияет на эффективность обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ формирует навык письма и развивает мелкую моторику.
Одновременно Министерство считает целесообразным сокращение рабочих тетрадей на печатной основе в основной и средней школе, в том числе в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда", предусмотренного национальным проектом "Образование" (далее - федеральный проект), который направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды.
Ключевым мероприятием федерального проекта является разработка и внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, предусматривающей в рамках своей концепции сокращение использования бумажных тетрадей в образовательных организациях и их замену на цифровые аналоги.
В.С. Басюк
ЛайфхакиОб использовании рабочих тетрадей
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ПИСЬМО
от 23 октября 2019 года № ВБ-47/04
Об использовании рабочих тетрадей

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 июля 2019 г. № Пр-1418 "О рассмотрении вопроса о сокращении использования рабочих тетрадей в образовательном процессе, в том числе с учетом внедрения в образовательную программу современных цифровых технологий в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда", предусмотренного национальным проектом "Образование", Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Министерство) разъясняет порядок использования рабочих тетрадей при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и предлагает меры по организации системной работы, направленной на снижение их количества.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - федеральный перечень учебников), утвержденный приказом Минпросвещения России от 28 декабря г. № 345 (в редакции от 8 мая 2019 г. № 233);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - перечень организаций), утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699.
Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования (далее - список) и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.
Таким образом, если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора образовательной организации, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.
В целях более углубленного изучения учебного предмета обучающимися учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Вместе с тем Министерство обращает внимание, что использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах является неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно влияет на эффективность обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ формирует навык письма и развивает мелкую моторику.
Одновременно Министерство считает целесообразным сокращение рабочих тетрадей на печатной основе в основной и средней школе, в том числе в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда", предусмотренного национальным проектом "Образование" (далее - федеральный проект), который направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды.
Ключевым мероприятием федерального проекта является разработка и внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, предусматривающей в рамках своей концепции сокращение использования бумажных тетрадей в образовательных организациях и их замену на цифровые аналоги.
В.С. Басюк
ЛайфхакиОб определении системы оплаты труда в образовательной организации
Действующая редакция
Письмо Минпросвещения России от 14.10.2019 № 08-ПГ-МП-20387
Об определении системы оплаты труда в образовательной организации
Департамент развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России рассмотрел обращение и сообщает.
С 1 января 2006 года действие постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя", распространяется на педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя, федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. № 548).
Дополнительно Департамент информирует.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с указанным Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Кроме того, согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, система оплаты труда в конкретной образовательной организации устанавливается локальными нормативными актами - положением об оплате труда, положением о распределении стимулирующего фонда оплаты труда, положением о распределении премиальных выплат, являющимися приложением к коллективному договору образовательной организации. При этом статьей 135 ТК РФ установлено, что данный локальный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников (как правило, общего собрания трудового коллектива).
Размеры и условия дополнительных выплат, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемой с письменного согласия педагогического работника (классное руководство, проверка письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы), а также фактический объем учебной нагрузки, определяемые ежегодно на начало учебного года в соответствии с приказами Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 (пункт 2.3 раздела II) и от 22 декабря 2014 г. № 1601 (раздел I приложения № 2) устанавливаются в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с педагогическими работниками.
Заместитель директора Департамента
С.Д.Ермакова
ЛайфхакиОб определении системы оплаты труда в образовательной организации
Действующая редакция
Письмо Минпросвещения России от 14.10.2019 № 08-ПГ-МП-20387
Об определении системы оплаты труда в образовательной организации
Департамент развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России рассмотрел обращение и сообщает.
С 1 января 2006 года действие постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя", распространяется на педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя, федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. № 548).
Дополнительно Департамент информирует.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с указанным Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Кроме того, согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, система оплаты труда в конкретной образовательной организации устанавливается локальными нормативными актами - положением об оплате труда, положением о распределении стимулирующего фонда оплаты труда, положением о распределении премиальных выплат, являющимися приложением к коллективному договору образовательной организации. При этом статьей 135 ТК РФ установлено, что данный локальный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников (как правило, общего собрания трудового коллектива).
Размеры и условия дополнительных выплат, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемой с письменного согласия педагогического работника (классное руководство, проверка письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы), а также фактический объем учебной нагрузки, определяемые ежегодно на начало учебного года в соответствии с приказами Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 (пункт 2.3 раздела II) и от 22 декабря 2014 г. № 1601 (раздел I приложения № 2) устанавливаются в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с педагогическими работниками.
Заместитель директора Департамента
С.Д.Ермакова
КопилочкаНеспособных людей нет.
Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их. А поскольку эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего родителей. Без их помощи ребенку эти проблемы не решить.

В. Зубков