Блог методиста ДОО

Что такое STEAM образование?

Началось все с термина STEM, который появился в США и расшифровывается как:
Science (наука)
Technology (технологии)
Engineering (инженерия)
Mathematics (математика)
Отличие от STEАM от STEM всего в одной букве А - Art (искусство), но разница в подходе огромная!
В последнее время именно STEAM образование стало настоящим трендом в США и Европе, и многие эксперты называют его образованием будущего. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения.
Стремительное развитие технологий ведет к тому, что в будущем самыми востребованными станут профессии, связанные с высокими технологиями: IT специалисты, инженеры big data, программисты. Система образования реагирует на такой социальный запрос появлением большого количества кружков робототехники, программирования, моделирования (STEM). Однако, все чаще и чаще звучит мысль о том, что научно-технических знаний мало. В будущем будет востребованы навыки XXI века, которые часто называют 4К:
- Коммуникация
- Кооперация
- Критическое мышление
- Креативность
Эти навыки нельзя получить только в лабораториях или из знания определенных математических алгоритмов. Именно поэтому специалистам приходится все больше и чаще учиться STEAM-дисциплинам.
В настоящее время в России преобладает STEM образование, но уже появляются первые проекты STEAM. STEAM-образование подразумевает смешанную среду, в которой ученики начинают понимать, как можно применить научные методы на практике. Обучающиеся по этой программе, помимо математики и физики, изучают робототехнику, на которой программируют и конструируют собственных роботов. На занятиях используется специальное технологическое оборудование. Поощряется проведение экспериментов, конструирование моделей, самостоятельное создание музыки и фильмов, воплощение своих идей в реальности и создание конечного продукта.
STEAM подход – это не только метод обучения, но и способ мышления. В образовательной среде STEAM дети получают знания и сразу же учатся их использовать. Поэтому, когда они вырастают и сталкиваются с жизненными проблемами в реальном мире, будь то загрязнение окружающей среды или глобальные изменения климата, они понимают, что решить такие сложные вопросы можно только опираясь на знания из разных областей и работая всем вместе. Полагаться на знания только по одному предмету здесь недостаточно.

Конкурс «Россия – многонациональная страна»

Конкурс создан на основе проекта «Страна невыученных уроков» для педагогов всех типов ДОО и учителей начальной, основной и старшей школы, практикующих в своей работе внеурочную деятельность. Конкурс проводит корпорация «Российский учебник». Он посвящен Дню толерантности.
Конкурс проводится в четырех номинациях: «Дошкольное образование», «Начальная школа» (1–4 классы), «Основная школа» (5–9 классы), «Старшая школа» (10–11 классы). Победителей ждут призы. Авторы, работы которых успешно прошли проверку на плагиат, получат именной сертификат участника и сертификат о публикации в СМИ.
Источник https://rosuchebnik.ru/

Программа экономического воспитания дошкольников

Парциальная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Программа разработана Банком России и Минобрнауки РФ. По решению педагогических коллективов она может стать составной частью образовательной программы дошкольного образования. Пополнить такие образовательные области, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие». С ее помощью можно решить задачи создания условий в детском саду для формирования у детей представлений о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран, формирования полезных экономических навыков и привычек (беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду).
В программе даны методические подходы, как познакомить детей с финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие. Отдельный блок программы посвящен рекламе — для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.
Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме.
В продаже программы не видела. В электронном виде можно познакомиться по ссылке.

Система Эмми Пиклер

Сегодня в системе дошкольного образования России большое внимание уделяется раннему возрасту детей. И здесь в помощь - разработанная венгерским врачом-педиатром и педагогом Эмми Пиклер модель взаимодействия, которая вошла в «стандарты лучшей практики» ясельной педагогики, работы детско-родительских Центров по всему миру. Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер:
Принцип 1. Полное внимание, особенно, когда дело касается ухода за ребенком. Когда мы пытаемся делать несколько дел одновременно, в действительности это не позволяет нам проявлять уважение к нашим детям точно так же, как и к взрослым, когда они требуют нашего полного внимания. Ребенок, получающий от общающегося с ним взрослого сто процентов его внимания, интерпретирует это как воплощение любви к нему.
Принцип 2. Снижение скорости. В наше время безумных скоростей мы с вами и наши дети только выиграют, если будем снижать скорость чуть чаще. Мы взвинчиваем самих себя и своих детей, разрываясь между задачами, перескакивая с одного действия на другое, создаем суету и ощущение беспорядка. Перевозбужденные большим количеством стимулов дети, становятся капризными, а их матери/воспитатели ощущают стресс. Создавая покой в окружении детей, мы сами испытываем облегчение и умиротворенность; это позволяет детям находиться в среде, где происходит их «священное раскрытие» c должным уважением.
Принцип 3. Создаем доверие и строим отношения во время ухода за ребенком. Родителям и воспитателям необходимо превратить смену подгузников, кормление, купание и переодевание ребенка в «качественное» время - неспешное и приятное, где ребенок является активным партнером. Природой заложена некая «хореография роста», и если мы предоставим ребенку свободу и безопасность, то он будет учиться тому, что ему необходимо на каждом этапе.
Принцип 4. Вместе с ребенком, а не вместо него. Создание партнерских отношений с ребенком означает, что вы все время взаимодействуете, приспосабливаясь к потребностям ребенка. Зачастую мы недооцениваем желания и возможности ребенка в этой области. Пиклер видела детей как активных участников, нежели пассивных потребителей заботы. Все это требует от нас больше разговаривать с детьми о том, что мы хотим сделать с ними, и быть терпеливыми, давая им время ответить.
Принцип 5. Мы не придаем ребенку такое положение тела, которое он еще не может принять самостоятельно. Причина этого в том, что дети оказываются в ловушке и более не свободны в своих движениях. По сути дети становятся словно узниками своего тела. Пиклер видела тысячи положительных последствий Свободного Движения: «Учась переворачиваться на животик, ползти, сидеть, стоять, ходить, (ребенок) не только осваивает эти навыки, но и учится их осваивать. Он учится делать что-либо самостоятельно, любопытствовать, пробовать и экспериментировать. Он учится преодолевать трудности. Он узнает радость и удовлетворенность, приходящие с успехом, как результат его настойчивости и терпения».
Принцип 6. Не прерывайте игру ребенка. Родителям нет необходимости развлекать их детей: находясь в богатой для развития среде и имея возможность свободно ее исследовать, дети вполне способны самостоятельно «развлекать» самих себя. Кроме того задумайтесь, а что если наша «забота и помощь», которую мы даем детям, безусловно с любовью и лучшими намерениями, на самом деле является вмешательством в священный процесс? Во время непрерываемой вмешательством взрослых игры дети развивают независимость и осваивают свой мир. Именно в этот момент начинается формирование чувства собственного достоинства, уверенности в себе.
Принцип 7. Дети постоянно посылают нам сигналы. Важно уметь настроиться на их волну. Когда малыш отворачивает свою голову от очередной ложки с овощами, очевидно, что он сообщает: «Мне уже хватит». Зачем же тогда вполне разумные взрослые предлагают следующую ложку со словами: «Давай-ка еще одну за мамочку» или «Открывай тоннель для поезда, вот он идет!!!».

Система Эмми Пиклер
«Важно, чтобы ребенок как можно больше вещей открыл бы сам. Если мы ему помогаем при решении любых задач, мы отнимаем у него именно то, что для умственного развития является самым важным. Ребенок, который достигает чего-то благодаря самостоятельному эксперименту, приобретает знание совершенно иного рода, чем тот ребенок, которому знание передается в готовом виде». /Эмми Пиклер/

Подробнее – в книге Эмми Пиклер «Дай мне время: самостоятельное развитие моторики ребенка до свободного вертикального хождения».