Блог воспитателя детского сада

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении
В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме.
В соответствии с положениями статьи 138 «Кодекса об образовании», родители обязаны сотрудничать с образовательным учреждением, содействуя реализации образовательных целей и задач образования, совместно с педагогическими работниками должны следить за развитием и поведением ребенка и обеспечивать воспитание в семье.
Психологическое и педагогическое развитие ребенка не должно прерываться, ведь ребенок – это маленький исследователь, он активно развивается и, играя, познает мир.
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала.
Цель дистанционного образования дошкольников - предоставление детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции на дому, обеспечение качественного усвоения образовательной программы.
Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – закрепление пройденного материала в процессе выполнения
творческого задания.
Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей, когда произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса.
Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания. Также дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка-дошкольника очень сложно). Поэтому не все дети могут принять участие в выполнении задания того или иного занятия.
Преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста:
- выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
- индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;
- ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету.
В дистанционном обучении детей дошкольного возраста есть и минусы:
- в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует самоорганизация и нет усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т.е. отсутствует элемент самоконтроля.
- отсутствие авторитета родителя, т.к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.
- не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет), а в телефоне нет полного набора функций.
- отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.
- во время дистанционного образования приходится много времени проводить за компьютером, телефоном.
Особое внимание нам, как педагогам, необходимо уделить детям, которые пойдут в школу в сентябре 2020 года. Нашим выпускникам необходимо обеспечить плавный переход для обучения в 1-ом классе и сформировать необходимый комплекс знаний, умений и навыков для дальнейшего успешного обучения в школе.
Мы ежедневно разрабатываем содержание обучающей деятельности в соответствии с программой и планом работы. Наша задача состоит с том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми. Мы стараемся обеспечить родителей последовательными инструкциями, карточками, картинами, презентациями, мультфильмами, в соответствии с темами, в форме обучающих и развивающих занятий. Также сделали подборку подвижных игр, в которые дети могут поиграть со своими родителями или другими членами семьи. Выполнение творческих заданий предваряется презентацией или фотографиями с пошаговыми этапами выполнения.
Родители, в свою очередь, стараются реализовать образовательные задачи, полученные от воспитателя, сотрудничают с воспитателем, а также каждый день информируют нас о состоянии здоровья ребенка. Главное для родителей - обеспечивать соблюдение режима дня, приблизительно такого же, как в детском саду.
Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.
Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:
- индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
- повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
- поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).
Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО.

В рамках преемственности работы по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании начальных представлений о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Однако, как показывает практика, представления детей в этой области чаще всего имеют поверхностный характер. Поэтому под профессиональной ориентацией рассматривается совокупность мероприятий, необходимых для того, чтобы выявить интересы, личностные особенности и способности ребенка, а также его возможности, позволяющие наметить некий ориентир при выборе профессии в будущем.
Постановление Министерства труда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» под профессиональной ориентацией определяет важный компонент «общечеловеческой культуры» [4]. Данное Постановление указывает и на то, что осуществлять профориентационную деятельность необходимо уже в дошкольной образовательной организации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» определил задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста [3]. Представление дошкольника о профессиях окружающего его мира будет привлекательно и ярко, если формы ознакомления с профессиями будут разными. Стандарт определяет и целевые установки, некоторые из них непосредственно связаны с ранней профессиональной ориентацией:
- проявление самостоятельного выбора той или иной игры, инициатива в ней; участие в разных видах деятельности;
- обладание положительной установки на мир, на людей разных профессий;
- наличие чувства собственного достоинства; активная коммуникация с другими детьми, а также и взрослыми;
- способность договориться, умение сопереживать своим друзьям и близким, вера в свои силы, адекватность проявления собственных чувств [3].
С 2017 года МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» является Республиканской экспериментальной площадкой по ранней профориентации дошкольников.
Для эффективности работы в этом направлении была создана определенная развивающая предметно – пространственная среда, выстроенная с ориентировкой на знакомство с профессиональной деятельностью человека:
- приобретены методическая и учебная литература для педагогов, рабочие тетради для детей «Знакомимся с профессиями»
- оснащены уголки по профориентации;
- приобретены и сделаны своими руками тематические плакаты;
- пополнена картотека книг о профессиях с пословицами и поговорками о труде, загадками, скороговорками, считалками, стихами о профессиях и орудиях труда; стихами для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминутками;
- подобраны дидактические, развивающие, настольно — печатные игры, игры с предметами, демонстрационный материал;
- сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;
Педагогами МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» выделены три основных направления в организации работы с дошкольниками по профориентации.
Первое направление связано с приближением видов деятельности ребенка к взрослому человеку. Первым профориентатором дошкольника выступает игра. Через ведущую и известную ребенку форму происходит знакомство ребенка с профессиональной деятельностью, примеривание на себя разных профессиональных ролей [2, с.100].
Играя, ребенок – дошкольник может повторить то, что происходит вокруг него в окружающем мире. Подражательность взрослой деятельности свойственна многим детским играм. Для ребенка игра является тем же, что и работа для взрослого человека. Поэтому важно понять то, что как будет играть ребенок, так впоследствии он будет относиться и к работе [1, с.94].
Персонажем всех игр, занятий и мероприятий стал «Куйгорош» - собирательный образ, герой мордовских сказок и мифов. Именно он стал помощником педагога в знакомстве детей с разными профессиями не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Дети вместе с Куйгорошем рассматривают иллюстрации, на которых изображены люди разных профессий. Воспитатель обращает внимание на специальную одежду человека определенной профессии, его инструменты оборудование, необходимые во время работы. Педагогами может быть организована встреча маленьких детей с человеком интересной профессии в стенах образовательной организации. Все атрибуты и специальная одежда имеется также и у Куйгороша.
Второе направление работы - приближение трудовой деятельности взрослого человека к ребенку. Работа в данном направлении осуществляется через организацию экскурсий, встреч с людьми на разных предприятиях, наблюдений за деятельностью взрослых людей, выполняющих свою работу. Это направление отличается эффективностью, так как подобные мероприятия оставляют глубокий эмоциональный отклик в душах детей и надолго остаются в их памяти.
Для детей старшего дошкольного возраста были организованы экскурсии на ОАО «Птицефабрика «Атемарская» (цех по выращиванию молодняка, яйцесклад), в пекарню «Атемарская», почтовое отделение «Атемарское», в сельскую библиотеку, парикмахерскую, аптечный пункт, супермаркет «Атемарский». На экскурсиях детям рассказывалось о том, как называются все действия, которые выполняет тот или иной специалист, дети могли задать вопросы. Привлекательность труда каждой из профессии возрастала, когда взрослые старались вовлечь детей в свой трудовой процесс, поручив им несложные операции (например, на почте детям разрешили проставить штампы на конвертах для отправки писем). Конечно, это было возможно не во всех профессиях, необходимо также соблюдение техники безопасности. Воспитатель при проведении экскурсии имел возможность дополнять информацию о новой профессии. По возвращению в образовательную организацию, с детьми было организовано обсуждение увиденного и услышанного ими на экскурсии.
Третье направление построено на совместной работе детей и взрослых, ориентированной на продуктивную и игровую деятельность. При организации работы по данному направлению педагоги продумали весь арсенал эффективных форм, методов и приемов для получения положительных результатов: победа в районном конкурсе «Поиск, технология, успех», демонстрация опыта работы в данном направлении на «Августовской районной конференции работников образования», показ открытого занятия «Все профессии важны, все профессии нужны..» на районном методическом объединении педагогов Лямбирского муниципального района и на семинаре для слушателей курсов повышения квалификации Мордовского республиканского института образования. Также опытом работы педагоги МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» делятся на всероссийском сайте ns.portal.ru и на портале международного образования MAAM.RU , а также в сети «Педагог.13.ру»
Перспективным направлением работы в области формирования представлений старших дошкольников о профессиях в МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» видится создание игротеки, передвижных экспозиций, мини-музея «Все работы хороши», а также образовательного центра «Мир профессий». Мы предполагаем продолжать активную пропаганду работы ДОУ по ранней профориентации, поддерживать имидж дошкольного работника, совершенствовать профориентационную работу в детском саду с использованием современных педагогических технологий, продолжать вовлекать родителей в совместную с ДОУ работу по ранней профориентации воспитанников, т.к. это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, который, несомненно, координирует педагог, используя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Организация целенаправленной, системной работы в области ознакомления дошкольников с миром профессий и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно-педагогического поиска. Мы надеемся, что дети нашего детского сада научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Список литературы:
1. Антонова, М.В., Гришняева, И.В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С.93-96.
2. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий. Балашов: Николаев, 2015. 125 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42118/ (дата обращения: 16.11.2019).
4. Постановление Министерства труда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.11.2019).

«Изучаем цвета, играя с детьми»

Как известно, младший дошкольник по существующим нормативам должен уверенно различать и называть 4 основных цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, а старшие дошкольники знать цвета радуги, название оттенков и знать правила смешивания цветов. В реальности всё, как обычно совсем не так: некоторые трёхлетки отличают розовый от пурпурного, а есть шестилетки, которые упорно продолжают путать зелёный цвет и синий, при этом вовсе не обязательно, что первые являются вундеркиндами, а у вторых проблемы с развитием. Просто дети обладают способностью запоминать и выделять для себя то, что им интересно и пропускать мимо всё остальное.
Многие родители беспокоятся, что их ребёнок уже достиг 3-х лет, а запомнить цвета ещё никак не может. Не стоит беспокоится, способность ориентироваться и называть цвета у ребёнка формируется до 5-ти лет. Некоторым кажется, что это так просто: покажи красный кубик или зелёное ведёрко и ребёнок всё запомнил, но не всё так быстро. Малыш учится сначала отделять нужный ему цвет от другого. Затем оттенки одного цвета группирует. Ну, а уж только потом учится называть цвета. Как же помочь ему в этом?
Игра – вот самый действенный способ изучить цвета. Рекомендуем сначала обследовать те предметы, игрушки, которые особенно нравятся детям и называть их цвета (красное платье, желтый бантик, синий свитер, зелёный мяч и т. д.). Затем попытаться сравнивать предметы. Например: машина зелёная, как травка или листочки; мячик – красный, как яблоко или ягодка и т. п. Обязательно объясните ребёнку, что один и тот же предмет бывает разного цвета: яблоко бывает зелёное, красное и жёлтое. При этом желательно показать наглядно либо муляжи яблок, либо рассмотреть их в магазине на витрине. Далее можно побуждать ребёнка к действию: принеси красную тарелочку, дай жёлтое полотенце и т. д.
Интересна и увлекательна игра с конфетами в разноцветных фантиках, которые можно смастерить вместе с детьми. Можно обернуть пластилиновые шарики или деревянные палочки цветной бумагой, сложить всё в одну вазу. Попросить ребёнка разложить «конфеты» по тарелочкам такого же цвета. Все красные конфеты положить в красную тарелочку, а все синие – в синюю и т.д. По этой же схеме можно организовать и игру «Цветочек» Для этого из цветного картона вырезаются кружочки, подбираются прищепки соответствующих цветов. Предложите ребёнку на синий кружочек прицепить синие прищепки, на зелёный кружочек – зелёные и т. д. Таким образом, можно не только помочь ребёнку запомнить цвета, но и задействовать мышление и мелкую моторику пальцев рук.
Обязательно нужно рисовать вместе со своим ребенком. Можно взять трафареты или раскраски и дать задание: закрась мяч синим цветом, а солнышко – жёлтым. Большое подспорье в закреплении цвета окажет игра «Один цвет». Для этого необходимо сконцентрировать внимание ребёнка на одном цвете. То есть предложить ребёнку найти и назвать предметы одного цвета. Например: что бывает красного цвета? (яблоко, кубик, мяч, машина, платье и т. д., а жёлтого цвета? (солнышко, колобок, репка, бантик и т. д.) и т.п.
В заключение хочется посоветовать не заставлять ребёнка изучать что-то насильно. Лучше постараться вызвать интерес к обучению яркой игрушкой (кубики, мозаика, лото, домино, вкладыши и прочее), совместной работой. Наконец, просто весёлой песенкой, добрым стихотворением, игрой. Не стоит реагировать остро на неудачи и промахи детей. Скорее всего, если играть регулярно, проблем в определении цвета у него не возникнет.
Главное помнить: всё, что не получилось сегодня, получится завтра!

«Формирование временных представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори»

Проблема пространства и времени занимала человеческую мысль не одно тысячелетие. Греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.) обратил внимание на то, что в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.
Слово “время” происходит от древнерусского “веремя”, что означает “вращение”. Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм (“не видно и не слышно”).
Вопрос о развитии и значении временных ориентировок в разнообразной деятельности человека уже давно поставлен и широко обсуждается.
Точность восприятия времени, адекватность временных ориентировок имеет большое значение. В жизни каждого человека такая способность (а она формируется) позволяет использовать свое время с большей эффективностью, бережливее относиться ко времени окружающих. “Точность в нашей жизни, - утверждал А.С. Макаренко, - это производительность труда”. В традиции точного отношения ко времени А.С. Макаренко усматривал не только педагогический, но и большой социальный эффект. Рациональное использование времени, точное его восприятие и оценка важны также в организации досуга, режима и всего уклада семейно-бытовых отношений каждого человека.
Значимость полноценного развития временных ориентировок у взрослого человека очевидна. Столь же очевидна необходимость своевременного их развития и у детей.
Психологи (В.В. Андриевская, С.В. Белохвостикова, А.А. Люблинская, С.Н. Шабалин, Д.Б. Элькин, Д.Г. Эльконин, В.Л. Ярощук и др.) обычно отмечают трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей. К причинам, обуславливающим эти трудности, относят специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце), его необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. Все это в значительной степени усложняет восприятие времени детьми.
Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, через чередование каких-то постоянных явлений.
Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера. Например, слова “теперь – сейчас” или “сегодня – завтра – вчера”. При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на который они указывают, непрерывно передвигается. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться. Поэтому они часто спрашивают взрослых: “Сейчас уже завтра или еще вчера?” и т.п.
Опыт обучения (Болотова Н., 1980; Веракса Н., 1976; Мусейибова Н., 1976; Рихтерман Т.Д., 1991; Чуднова Р. , 1977) показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Уровень этих знаний невысок. Разные по значению временные понятия часто совмещены. Например, дети не чувствуют разницы в словах “рассвет” и “сумерки”, обозначающих переходные моменты от ночной тьмы к дневному свету. Значение слов “полночь” и “полдень” не воспринимаются как значение моментов равного деления дня и ночи. Дети смешивают понятия “день” и “сутки”, не могут назвать всех частей суток, не знают, что день - это часть суток. Исследования Т. Рихтерман (1968) показали, что у детей нет ясного представления не только о частях суток, но и об их продолжительности. В их представлении сутки кончаются ночью, а утром начинаются. Таким образом, “…у некоторых детей имеются неправильные представления об обособленности каждых суток и их прерывности”.
Часто дошкольники не знают названий дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Эта особенность проявляется и в запоминании детьми названий месяцев.
Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Названия интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, т.к. еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.
Мы предположили, что усвоение временных представлений, вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому изучение временных представлений будет более эффективным, если
включить в процесс обучения элементы педагогической системы М.Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.
На первом этапе проводился мониторинг, который
позволил нам выяснить возможности ориентировки детей в таких временных интервалах, как сутки, неделя, месяц, год и др. Данные мониторинга подтвердили имеющиеся в литературе данные о том, что дети испытывают значительные трудности в процессе изучения временных представлений и понятий. Наблюдения и анализ результатов показали, что у детей дошкольного возраста сформированы нечеткие представления и понятия о времени. Дети часто смешивают понятия "дни недели", "месяцы", "времена года", путают их названия и последовательность наступления. Трудно им дается понимание закономерности, с которой сменяются части суток, дни недели, месяцы и времена года. В попытках ориентироваться во времени они в основном опираются на эмоциональные события своей жизни, на собственный опыт. Представления о времени остаются фрагментарными, несистематизированными.
На основе анализа литературных источников, состояния педагогической практики и материалов мониторинга была разработана экспериментальная технология процесса формирования временных представлений и понятий с использованием упражнений
и дидактического материала М. Монтессори, направленная на развитие
основных познавательных процессов, формирование общих интеллектуальных и социальных умений, навыков учебной деятельности.
В методике М.Монтессори изучение временных представлений и понятий относится к разделу “Космическое воспитание”.
При рассмотрении вопросов о формировании временных представлений у детей с применением элементов педагогической системы М.Монтессори мы учитывали данные исследований, проведенных дошкольного возраста в традиционной системе образования (Н.Е. Веракса, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, А.Д. Рихтерман и др.).
Занятия проводились во время кружковой работы, в обычных для детей условиях с использованием элементов методики М.Монтессори.
Задачами экспериментального обучения явились следующие:
1. Формирование понятия «минута», «час».
2. Формирование умения определять время по часам в минутах (с точностью до пяти минут), часах и называть время прошедшее.
4. Расширение словарного запаса посредством введения терминов, обозначающих временные понятия, а также практика применения их в речи.
Работа проходила в несколько этапов:
1. Уточнение и формирование представлений о минуте, часе. Введение в лексику ребенка необходимой терминологии в ходе трехступенчатого «урока».
2. Определение времени по часам.
3. Использование полученных знаний и умений ориентировки во времени в различных ситуациях.
Переход от одного этапа к следующему осуществлялся только тогда, когда дети достаточно уверенно выполняли действия на предыдущем этапе. Планомерно-поэтапный характер экспериментальной методики, включающей упражнения и дидактический материал педагогической системы М.Монтессори, способствовал гибкому регулированию процесса обучения и четкому контролю за успешностью его протекания.
На протяжении всего периода обучения большое внимание уделялось развитию речи, так как четкие представления формируются только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме.
Основная цель работы с Монтессори-материалами заключается в том, чтобы ребенок, овладев способами действия с определенным материалом, в конечном итоге в нем больше не нуждался, то есть через деятельность с предметами смог “дойти” до сути логических операций и постепенно перевести их из внешнего во внутренний план. Поэтому работа с Монтессори-материалом проводилась в следующей последовательности:
1.Наблюдение за действиями педагога в ходе основного алгоритма работы с Монтессори-материалом (презентация материала).
2.Повторение ребенком показанного способа действия с материалом и решения предлагаемой задачи практического и познавательного характера.
3.Расширение словарного запаса. Введение в лексику ребенка необходимой терминологии в ходе трехступенчатого «урока».
4.Практические упражнения с Монтессори-материалом, сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях с использованием необходимой терминологией.
6.Применение полученных знаний и освоенных способов действия в реальной жизни.
Работа над уточнением и формированием представлений о времени мы начали с актуализации знаний и представлений о единице измерения времени - часе, и приборе об измерении времени - часами. Первоначально выявлялись представления детей о конкретной наполняемости часа (“Что можно сделать за 1 час?”), о назначении часов, о необходимости измерения времени. Далее предъявлялись циферблаты часов (индивидуально каждому), на которых они читали цифры, рассматривали и называли стрелки: часовую (маленькую) и минутную (большую). Многие дети перед началом обучения довольно легко выделяли большие и маленькие стрелки, однако не все они владели терминами “часовая” и “минутная” стрелки, что свидетельствует о незнании функции стрелок (минутная - для измерения минут, а часовая –для измерения часов). В связи с этим внимание в работе с детьми было направлено на формирование знаний о функциях стрелок.
Затем актуализировались знания детей о том, что за один час минутная стрелка пройдет целый круг (через все числа), а часовая стрелка передвинется к следующему числу и покажет, что прошел час. Так же дети читали показания времени на часах, то есть называли время на часах и ставили стрелки по инструкции педагога так, чтобы они показывали целое количество часов. Эти упражнения проводились с помощью дидактической игры “Часы”, где на макете циферблата вместо цифр были вырезаны “ячейки” различной формы (круг, квадрат, яблоко, ягода и др.) и цвета. Дети, называя какой-либо час, должны были подобрать соответствующую фигурку к “ячейке”. Таким образом, одновременно происходило развитие восприятия формы и цвета, а также закрепления знания детей о последовательном расположении цифр на циферблате.
Знакомство с новой единицей времени - минутой, мы начали с беседы о необходимости этой единицы. Дети слышали о минуте, но почти никто из них не представлял себе этого промежутка времени, его конкретной наполняемости. Представления детей о том, что можно сделать за одну минуту, были чрезвычайно неопределенны. Поэтому мы предложили пронаблюдать конкретную наполняемость этой единицы времени. Для этого мы использовали песочные часы: дети могли наблюдать пересыпание песка в песочных часах в течение одной минуты.
Проводились и другие упражнения, которые позволяли детям прочувствовать продолжительность одной минуты. Например, было предложено помолчать одну минуту (“Упражнение в тишине”), склеить цветные полоски в цепочку. Когда проходила одна минута, педагог сравнивал, что каждый успел сделать за этот промежуток времени. Цепочки, сделанные каждым из воспитанников, мы склеивали в одну гирлянду и показывали, как много могут сделать все вместе за одну минуту. То же действия проводилось и с другими продуктами деятельности детей на последующих занятиях (например, елочные игрушки из пластилина для Деда Мороза, морковки для зайчика и др.). Это было большим воспитательным моментом, который наглядно показывало, как важно беречь каждую минуту времени. На физминутках проводились упражнения (похлопать в ладошки, попрыгать и т.д.), которые одновременно позволяли детям отдохнуть и прочувствовать продолжительность одной минуты. На этом этапе мы знакомили детей с секундной стрелкой и формировали представления о том, что, когда секундная стрелка пройдет через все цифры один круг, пройдет одна минута. Таким образом, выполняя определенное задание, дети могли ориентироваться по секундной стрелке в сроках его выполнения. Это повышало самостоятельность детей и наглядно демонстрировало продолжительность одной минуты.
Затем знакомили детей с делением циферблата на минуты. Для этого предлагалось рассмотреть деление и подсчитать количество делений между двумя соседними цифрами на циферблате. Так давались представления о том, что минутная стрелка проходит от одной цифры до другой за пять минут. Далее предлагалось проследить, насколько делений продвинется часовая стрелка, когда минутная опишет целый круг, то есть когда она пройдет все 60 делений.
Уточнение и развитие данных временных представлений подобным образом осуществляется и по традиционной методике обучения дошкольников. Отличие состояло в том, что дети-кружковцы могли закрепить полученные знания с помощью дидактических игр с самоконтролем. Например: “Разрезные картинки”.
В конце учебного года был проведен сравнительный контрольный эксперимент с целью выявления степени усвоения детьми временных представлений, а также развивающего эффекта обучения дошкольников с использованием элементов педагогической системы М.Монтессори.
Таким образом, результаты проведенного эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1.Подтверждено наше положение о целесообразности и эффективности использования в обучении детей элементов педагогической системы М.Монтессори. Содержание, организация и методика изучения мер времени детьми в условиях применения элементов педагогической системы Монтессори, разработанные и обоснованные в ходе исследования, положительно влияют на ход умственного и психофизического развития.
2.В условиях применения элементов педагогической системы Монтессори потенциальные возможности усвоения дошкольниками временных представлений значительно выше, чем предполагалось до сих пор.
3.Развивающий эффект обучения проявляется в двух направлениях: с оной стороны, у детей возникает познавательная активность, с другой - происходят качественные изменения в формировании временных представлений.
Экспериментальное обучение оказало корригирующее воздействие на ход умственного развития дошкольников и послужило более успешному усвоению детьми материала программы, что позволяет говорить о возможности использования элементов педагогической системы М.Монтессори в условиях традиционной системы обучения как эффективного средства совершенствования дошкольного образования детей.

Патриотическое воспитание дошкольников в контексте поликультурного образования

На современном этапе система образования стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с принятой в рамках ФГОС «Концепцией духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России» современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении в процессе поликультурного образования направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Целью поликультурного образования дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу.
Исходя из этого, работа по данному направлению включает комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России и Республики Мордовия;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) и Республики Мордовия.
- развитие чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаю во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Содержание поликультурного образования дошкольников:
1. Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
2. Знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с селом, его историей, выдающимися гражданами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями.
3. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
В МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» работая в направлении поликультурного образования дошкольников, выделяем следующие разделы: «Моя семья», «Наше село», «Моя Мордовия», «Россия – Родина моя», «Работа с родителями».
1 раздел «Моя семья»
Так, начиная работу в младшей группе, ставится цель познакомить детей с ближайшим окружением, уточнить знания детей своего имени и имени родителей, отчества, в ходе бесед о семьях детей, о маме и папе, других родных, с которыми проживает ребёнок. Большинство семей ведёт «Альбом ребёнка» (знаменательные даты, достижения ребенка в фотографиях). Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребёнка «Семейное генеалогическое древо», которое дети составляют вместе с родителями.
В нашем ДОУ ежегодно каждая семья принимает участие в осенней выставке творческих работ из природного материала. Новая экспозиция стала продолжением выставочных традиций детского сада.
В рамках поликультурного образования мы знакомим детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, со значимостью добросовестного отношения к любому делу, с мастерством, уважаемым в обществе, социуме. В детском саду мы целенаправленно приобщаем детей к труду, а также предлагаем понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок.
Знания, полученные во время прогулок, бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование «Кошкин дом», аппликация «По дороге домой» и т.д.).
2 раздел «Наше село»
Ознакомлению с селом детям помогают экскурсии: в школу – экспозиции «Музей боевой славы», к памятнику, в библиотеку, на почту; целевые прогулки. Большое значение имеют поездки выходного дня и прогулки детей с семьёй. В результате сотрудничества с родителями мы создали обзорную фотоэкспозицию села. Наши дети знают свой домашний адрес, в группе учатся «путешествовать» по карте села, района.
3 раздел «Моя Мордовия»
На реализацию национально-регионального компонента в дошкольных учреждениях Республики Мордовия направлена программа «Валдоня» («Светлячок») и «Мы в Мордовии живем». Они построены на образцах традиционной и современной культуры мордовского народа и нацелены на решение целого ряда задач. Это формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии, нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями, углубляющими их представления об окружающем мире:
- на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках знакомим детей с произведениями устного народного творчества, с музыкальным фольклором Мордовии.
- для ознакомления детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами в нашем детском саду функционирует «Мордовская изба», где собрана старинная мебель, посуда, орудия труда, национальные костюмы.
- также в нашем детском саду организована кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к Мордовской народной культуре.
- понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка мы создали в группе уголок национальной культуры, который способствует формированию патриотизма и гражданственности у дошкольников и родителей.
В детском саду дети узнают историю Республики Мордовия, герб, флаг, могут назвать современных руководителей Республики.
4 раздел «Россия – Родина моя»
Содержание данного раздела включает в себя знакомство детей с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами.
На занятиях и в процессе бесед у детей формируется представление о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России. Дети знакомятся с российскими символами (флаг, герб, гимн), с картой России; оформлен патриотический уголок с российской символикой. Дети знают имя российского президента.
В детском саду организован и продуктивно существует кружок «Ложкари».
Дети с удовольствием посещают сельскую библиотеку, где расположен мини-музей исторического быта России. Проводятся празднование праздников народного календаря: «Рождество», «Масленица», «Светлое воскресенье - Пасха» и др. Так же традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: «День России», «День защиты детей» и т.п.
6 раздел «Работа с родителями»
Комплексная система по поликультурному образованию сложившаяся в нашем детском саду предполагает использование различных форм работы с родителями.
- Родительские собрания
«Роль семьи в воспитании маленького гражданина»;
«Поликультурное образование дошкольников».
- Экскурсии и прогулки с целью знакомства с историческими местами.
- Посещение краеведческого музея.
- Праздники и развлечения.
- Выставки детских работ, творческих работ родителей.
Взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить представления детей о сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими рядом. Мы получили возможность «погружения» детей в новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.
Проводимая в нашей группе работа помогает дошкольникам войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Мы стараемся привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также учим их гордиться тем, что они живут в такой прекрасной многонациональной Республике – Мордовия и в такой прекрасной стране - Россия!

Литература.
1. Князева ОЛ. ,Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; программа. Учебно-методическое пособие, СПб: «Детство - Пресс», 2002г.
2. Комарова Т.с. «Народное искусство в воспитании дошкольников». М.: - 2006г.
3. Лунина Г.В. «Воспитание детей в традициях русской культуры –М.: ЦГЛ, 2004г.
4. Исайкина А.И. «Обучение детей мордовским (мокшанскому и эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях». Республика Мордовия, Саранск, 2007.

ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ «КАК У НАШЕГО КОТА…» 1 МЛАДШАЯ ГРУППА

ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
«КАК У НАШЕГО КОТА…»
1 МЛАДШАЯ ГРУППА


Цель: развитие сенсорных эталонов дошкольников
Задачи:
1.Закреплять представления детей об основных цветах спектра.
2.Учить детей сравнивать, соотносить и группировать предметы по цвету, развивать восприятие цвета, внимание, словесную память, мышление.
3.Воспитывать отзывчивость, доброту.
Методические приемы: стих – е «День наступает …», использование сюрпризного момента, дид. игры «Спрячь мышку» и «Найди пару», песня «Как у нашего кота…», подвижная игра «Карусель».

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Орг. момент
( Дети встают по кругу)
Воспитатель: День наступает, солнышко встает,
Нам тепло дает.
Друг на друга поглядим
Про себя поговорим:
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий,
Сереженька хороший …( называет всех детей).
2. Основная часть
- Воспитатель: Ой, кто это крадется? Это Котик.
- Котик: Здравствуйте, ребята. А я решил к вам в гости придти. Меня зовут кот Пушистик. Вы возьмете меня с собой поиграть? (Да.)
- Котик: Ой, наверно это мышки скребутся. Вы , ребята, подождите, а я пойду поймаю и съем мышек. (Кот убегает.)
- Воспитатель: Ребята, а вам жалко мышек? (Да)
- Давайте мы тоже поищем мышек, пока ее Пушистик не нашел.
(Дети ищут и находят в разноцветных домиках мышек.)
- Воспитатель: В домике какого цвета живет твоя мышка, Катя? (В синем).
(И т.д. спросить у каждого ребенка.)
- Воспитатель: Где сидит мышка? (На окошке.)
-Давайте закроем окошко домика так, чтобы котик не догадался, что это окошко и в него можно влезть. (Дети закрывают окошки. Они выбирают по цвету ставни и накладывают их на окошки.)
- Воспитатель: Не говорите Пушистику, что мы спрятали мышек. Хорошо? (Да)
- Котик: Фу, не поймал мышку. Ребята, а вы не видели мышек? (Нет.)
- Ой, как обидно.
- Воспитатель: Не грусти, Пушистик. Дети сейчас тебе песенку споют.
- Ребята, давайте сядем на подушки и споем песню «Как у нашего кота…»
(Дети поют песню.)
- Котик: Ну, ребята, спасибо, развеселили. А я сейчас хочу поиграть с вами в игру «Карусель». Хотите? (Да.)
(Дети берут из корзины цветные ленточки. Котик берет обруч с привязанными к нему ленточками разного цвета. Детям в руки воспитатель дает по одной ленточке какого-либо цвета. Дети должны найти на обруче ленту того же цвета, что и у них в руке, и взяться за нее.)
- Котик: Начинаем.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите!
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
- Котик: Ну, ребята, молодцы.
- Воспитатель: Давайте разложим ленточки по корзинам.
(Дети раскладывают разноцветные ленты в соответствующие им по цвету корзины.)

- Котик: Ну, ребята, большое спасибо вам за песню и за игру. А мне пора домой.
- Ой, совсем забыл. Когда я шел к вам в гости, у меня замерзли лапки от мороза. Вы не могли бы мне одолжить рукавички?
- Воспитатель: Ребята, давайте подарим котику рукавички. Вот только они у меня перепутались в корзинке. Подберите пару каждой рукавичке.
(Дети подбирают пару каждой рукавичке, ориентируясь сразу на два признака: цвет и форму.)
- Воспитатель: Видишь, котик, сколько пар рукавичек у нас собралось. А хочешь, мы подарим их тебе и твоим котятам?
- Котик: Ну, спасибо, удружили. Теперь я не замерзну. А я вам подарю за это воздушные шарики. (Раздает детям разноцветные шары.)
- До свидания, ребята!
(Дети прощаются с котиком и рассматривают подарки.)
3. Итог занятия
- Воспитатель: Аня, шарик какого цвета подарил тебе котик? (Желтого)
- А тебе, Владик? (Красного)
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? А что интересного было на занятии? Кто приходил к нам в гости?
- Сегодня все работали очень хорошо: и Вадим, и Катя…(похвалить детей). Молодцы.

«В гости к Маше» Конспект НОД для дошкольников средней группы

«В гости к Маше»
Конспект НОД для дошкольников средней группы

Цель: Закрепить геометрических фигур, чисел в пределах 5, умение соотносить число и количество предметов, развивать восприятие формы, цвета и величины, воспитывать желание прийти на помощь.
Задачи:
1. Повышать познавательную активность детей и интерес к математике посредством использования ИКТ – презентации, привлекательности процесса обучения.
2. Развивать процессы внимания, восприятия, мышления (умение анализировать и сравнивать предметы, обобщать).
3. Развивать мелкую моторику посредством использования дидактической игры с прищепками, пространственное мышление посредством игры «Соберем вездеход из частей».
4. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чуткость.
Методические приемы: создание игровой ситуации, наглядный материал, дидактические игры, содержащие самоконтроль, поощрение, интерактивная физминутка, сюрпризный момент.


Материалы: ИКТ-презентация, интерактивная доска, геометрические фигуры, набор для цветочной полянки (серединки из цветного картона, цветные прищепки), магнитофон, числовые карточки с элементом самоконтроля, ноутбук, декорация лесной поляны, мультимедийная физминутка «Елочка».
Интеграция:
С ОО «Коммуникация» - развивать речь детей путем проговаривания своих действий. Активизировать в речи слова – прилагательные, обозначающие цвет, развивать устойчивое внимание, логическое мышление.
С ОО «Физическая культура» - развивать двигательные навыки, физические качества, умение ориентироваться в пространстве.
С ОО «Социализация» - воспитывать желание помогать попавшим в беду, совершать добрые дела, развивать любознательность, пробуждать интерес к творчеству.
Ход НОД:
Воспитатель: (Далее: «В»)
-Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? Какие мультфильмы вы знаете? А какой у вас самый любимый мультфильм? А я предлагаю узнать, какой мультфильм люблю я.
Слайд 1
В: - Ребята, посмотрите на наш волшебный экран. Кто это? (Дети: Это Маша из мультфильма «Маша и медведь»)
В: - Хотите пойти в гости к Маше? А где она живет? (Разные ответы детей). Как же нам добраться до леса? (Ответы детей: на машине, автобусе, самолете и т.д.)
В: - Ребята, я предлагаю построить вездеход. А выглядит он вот так… (На экране появляется образец вездехода, состоящий из геометрических фигур разного цвета.
Слайд 2
(Дети строят вездеход из объемных геометрических фигур, приставляя их к стульчикам)
В: -А теперь занимаем свои места согласно билетам (Воспитатель раздает карточки с предметами от 1 до 5). (Дети считают количество предметов и соотносят ее с цифрой на стульчике). Все уселись? Тогда поехали.
(Звучит музыкальная заставка «Звук движения»)
- Вот мы и приехали.
В: - Посмотрите, ребята, мы приехали в лес. (Дети проходят к декорациям леса). Как здесь красиво!
Слайд 3 (озвученный)
Вот Маша идет нам навстречу по дорожке…
- Здравствуй, Маша, как делишки?
Маша: (Звучит голос)
- Собралась я в гости к Мишке
Не хотите ли со мной
По полянке по цветной,
Через мостик прямо в лес,
Где полным – полно чудес?
Воспитатель:
-Ребята, вы согласны?
Слайд 4 (озвученный)
Маша: (звучит голос)
Не понимаю, очень странно-
А где цветочная поляна?
Куда идти, не знаю я.
Вы мне поможете, друзья?
Воспитатель:
Слайд 5
В: Посмотрите, ребята. Перед нами поляна без цветов.
-Ребята, а как вы думаете, почему исчезли цветы? (Дети: - Все цветы уже завяли)
- А какое время года изображено? (Осень)
- Мы с вами сможем помочь Маше? Давайте посадим цветы.
Задание «Собери цветы».
В: - На нашей полянке будут расти красивые цветы. Возьмите себе каждый по серединке. Подберите к серединке прищепки соответствующего цвета. (Дети делают цветы из прищепок)
- Посмотрите на лепестки, какого цвета будут цветы на нашей полянке? (желтые, красные, белые и синие).
- Да, ребята правильно. А теперь выложите цветочную полянку. Какая красивая полянка у нас получилась! (Дети выкладывают цветы на поляне-декорации, а на экране предъявляется следующий слайд)
Слайд 6
В: - Посмотрите, ребята, и на Машиной поляне появились цветы. Теперь она сразу же найдет дорогу к Мишке.
Слайд 7
Маша: (звучит голос)
- Ой – ой – ой! Опять непорядок!
- Вот беда – сломался мостик,
- Как добраться к Мишке в гости?
Слайд 8
Воспитатель:
Надо мостик починить,
Доски все соединить.
Задание «Отремонтируем мостик» (на интерактивной доске).
Воспитатель:
- А доски похожи на геометрические фигуры. Выберите фигуру, которая вам больше всего нравиться.
А теперь давайте отремонтируем мостик. Для этого положите свою фигуру в соответствующее отверстие на мостике. (Дети перемещают геометрические фигуры в соответствующие по форме отверстия)
Воспитатель:
Фигурку каждую на место вставим,
И мостик целым непременно станет.
(дети поочередно выкладывают свою фигуру).
Воспитатель:
По мостику пройдем мы с прибауткой,
Ребята, проведем – ка физминутку.
Интерактивная физминутка:
Мультимедийная презентация «Елочка» (Дети повторяют все движения за елочкой) (см. приложение 2)
В: - Ребята, пока мы отдыхали, Маша думала, какие же гостинцы взять для Миши. И придумала…
Слайд 9
В: - Она собрала яблоки
Слайд 10
Воспитатель:
- Ребята, и мы не можем пойти в гости к Мишке с пустыми руками. Давайте сварим для него компот. Для этого нужно разложить яблоки по банкам.
- Ребята, посмотрите сколько яблок! Вот это урожай! Какого цвета яблоки? (красного и желтого). Нужно положить в банку столько яблок, сколько показывает цифра.
Слайд 11, 12, 13
Игра «Разложи яблочки в банки» (дети передвигают яблоки и «раскладывают» их в соответствии с цифрой)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили задание.
Слайд 14 (озвученный)
Маша: (звучит голос)
-Мишка, Мишка, как хорошо, что я к тебе дошла! Это мне ребята помогли. А мы тебе гостинец принесли.
В: - Молодцы, ребята. Мы выполнили все задания и помогли Маше добраться до Миши. А Миша и Маша говорят вам спасибо и передают вам угощение (корзинка с яблоками)
Слайд 15
Воспитатель:
-Ребята, а нам пора возвращаться в группу. Занимаем свои места в вездеходе и поедем домой. (Звучит заставка)
В: - Вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие? Кому мы сегодня помогли? Какие задания мы выполняли? Какое было самым интересным? Что нового узнали? Спасибо. Сегодня все очень хорошо потрудились.


Список использованной литературы:
1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 144.: ил. – (Развивающее обучение. Практические задания).
2. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с польск. О.А. Павлович. – М.: Просвещение, 1981.
3. Интернет-источники:
1.http://yandex.ru/yandsearch?text
2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки

«В гости к Маше» Конспект НОД для дошкольников средней группы

«В гости к Маше»
Конспект НОД для дошкольников средней группы

Цель: Закрепить геометрических фигур, чисел в пределах 5, умение соотносить число и количество предметов, развивать восприятие формы, цвета и величины, воспитывать желание прийти на помощь.
Задачи:
1. Повышать познавательную активность детей и интерес к математике посредством использования ИКТ – презентации, привлекательности процесса обучения.
2. Развивать процессы внимания, восприятия, мышления (умение анализировать и сравнивать предметы, обобщать).
3. Развивать мелкую моторику посредством использования дидактической игры с прищепками, пространственное мышление посредством игры «Соберем вездеход из частей».
4. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чуткость.
Методические приемы: создание игровой ситуации, наглядный материал, дидактические игры, содержащие самоконтроль, поощрение, интерактивная физминутка, сюрпризный момент.


Материалы: ИКТ-презентация, интерактивная доска, геометрические фигуры, набор для цветочной полянки (серединки из цветного картона, цветные прищепки), магнитофон, числовые карточки с элементом самоконтроля, ноутбук, декорация лесной поляны, мультимедийная физминутка «Елочка».
Интеграция:
С ОО «Коммуникация» - развивать речь детей путем проговаривания своих действий. Активизировать в речи слова – прилагательные, обозначающие цвет, развивать устойчивое внимание, логическое мышление.
С ОО «Физическая культура» - развивать двигательные навыки, физические качества, умение ориентироваться в пространстве.
С ОО «Социализация» - воспитывать желание помогать попавшим в беду, совершать добрые дела, развивать любознательность, пробуждать интерес к творчеству.
Ход НОД:
Воспитатель: (Далее: «В»)
-Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? Какие мультфильмы вы знаете? А какой у вас самый любимый мультфильм? А я предлагаю узнать, какой мультфильм люблю я.
Слайд 1
В: - Ребята, посмотрите на наш волшебный экран. Кто это? (Дети: Это Маша из мультфильма «Маша и медведь»)
В: - Хотите пойти в гости к Маше? А где она живет? (Разные ответы детей). Как же нам добраться до леса? (Ответы детей: на машине, автобусе, самолете и т.д.)
В: - Ребята, я предлагаю построить вездеход. А выглядит он вот так… (На экране появляется образец вездехода, состоящий из геометрических фигур разного цвета.
Слайд 2
(Дети строят вездеход из объемных геометрических фигур, приставляя их к стульчикам)
В: -А теперь занимаем свои места согласно билетам (Воспитатель раздает карточки с предметами от 1 до 5). (Дети считают количество предметов и соотносят ее с цифрой на стульчике). Все уселись? Тогда поехали.
(Звучит музыкальная заставка «Звук движения»)
- Вот мы и приехали.
В: - Посмотрите, ребята, мы приехали в лес. (Дети проходят к декорациям леса). Как здесь красиво!
Слайд 3 (озвученный)
Вот Маша идет нам навстречу по дорожке…
- Здравствуй, Маша, как делишки?
Маша: (Звучит голос)
- Собралась я в гости к Мишке
Не хотите ли со мной
По полянке по цветной,
Через мостик прямо в лес,
Где полным – полно чудес?
Воспитатель:
-Ребята, вы согласны?
Слайд 4 (озвученный)
Маша: (звучит голос)
Не понимаю, очень странно-
А где цветочная поляна?
Куда идти, не знаю я.
Вы мне поможете, друзья?
Воспитатель:
Слайд 5
В: Посмотрите, ребята. Перед нами поляна без цветов.
-Ребята, а как вы думаете, почему исчезли цветы? (Дети: - Все цветы уже завяли)
- А какое время года изображено? (Осень)
- Мы с вами сможем помочь Маше? Давайте посадим цветы.
Задание «Собери цветы».
В: - На нашей полянке будут расти красивые цветы. Возьмите себе каждый по серединке. Подберите к серединке прищепки соответствующего цвета. (Дети делают цветы из прищепок)
- Посмотрите на лепестки, какого цвета будут цветы на нашей полянке? (желтые, красные, белые и синие).
- Да, ребята правильно. А теперь выложите цветочную полянку. Какая красивая полянка у нас получилась! (Дети выкладывают цветы на поляне-декорации, а на экране предъявляется следующий слайд)
Слайд 6
В: - Посмотрите, ребята, и на Машиной поляне появились цветы. Теперь она сразу же найдет дорогу к Мишке.
Слайд 7
Маша: (звучит голос)
- Ой – ой – ой! Опять непорядок!
- Вот беда – сломался мостик,
- Как добраться к Мишке в гости?
Слайд 8
Воспитатель:
Надо мостик починить,
Доски все соединить.
Задание «Отремонтируем мостик» (на интерактивной доске).
Воспитатель:
- А доски похожи на геометрические фигуры. Выберите фигуру, которая вам больше всего нравиться.
А теперь давайте отремонтируем мостик. Для этого положите свою фигуру в соответствующее отверстие на мостике. (Дети перемещают геометрические фигуры в соответствующие по форме отверстия)
Воспитатель:
Фигурку каждую на место вставим,
И мостик целым непременно станет.
(дети поочередно выкладывают свою фигуру).
Воспитатель:
По мостику пройдем мы с прибауткой,
Ребята, проведем – ка физминутку.
Интерактивная физминутка:
Мультимедийная презентация «Елочка» (Дети повторяют все движения за елочкой) (см. приложение 2)
В: - Ребята, пока мы отдыхали, Маша думала, какие же гостинцы взять для Миши. И придумала…
Слайд 9
В: - Она собрала яблоки
Слайд 10
Воспитатель:
- Ребята, и мы не можем пойти в гости к Мишке с пустыми руками. Давайте сварим для него компот. Для этого нужно разложить яблоки по банкам.
- Ребята, посмотрите сколько яблок! Вот это урожай! Какого цвета яблоки? (красного и желтого). Нужно положить в банку столько яблок, сколько показывает цифра.
Слайд 11, 12, 13
Игра «Разложи яблочки в банки» (дети передвигают яблоки и «раскладывают» их в соответствии с цифрой)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили задание.
Слайд 14 (озвученный)
Маша: (звучит голос)
-Мишка, Мишка, как хорошо, что я к тебе дошла! Это мне ребята помогли. А мы тебе гостинец принесли.
В: - Молодцы, ребята. Мы выполнили все задания и помогли Маше добраться до Миши. А Миша и Маша говорят вам спасибо и передают вам угощение (корзинка с яблоками)
Слайд 15
Воспитатель:
-Ребята, а нам пора возвращаться в группу. Занимаем свои места в вездеходе и поедем домой. (Звучит заставка)
В: - Вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие? Кому мы сегодня помогли? Какие задания мы выполняли? Какое было самым интересным? Что нового узнали? Спасибо. Сегодня все очень хорошо потрудились.


Список использованной литературы:
1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 144.: ил. – (Развивающее обучение. Практические задания).
2. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с польск. О.А. Павлович. – М.: Просвещение, 1981.
3. Интернет-источники:
1.http://yandex.ru/yandsearch?text
2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки

Овладение элементарными математическими представлениями как один из факторов готовности детей к школьному обучению

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника (А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.). Доказано, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.
Занятия по формированию элементарных математических представлений вносят огромный вклад в систему знаний детей об окружающем мире, способствуют интенсивному расширению кругозора, что помогает маленькому ребенку более полно и точно воспринимать окружающую действительность. Овладение математическими представлениями способствуют развитию восприятия и постепенно формируют у детей понятийное, словесно-логическое мышление. Математический материал считается одним из самых важных средств интеллектуального развития детей.
Усвоение количественных представлений и счетных операций способствует развитию процессов сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения. Эти процессы составляют основу всей мыслительной деятельности.
Обучая детей умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать соответствие между элементами множеств, мы готовим мышление ребенка к отрыву от конкретной ситуации. Ведь для того чтобы определить больше или меньше предметов в одной группе по сравнению с другой ребенку нужно отойти в своем решении от зрительного восприятия внешних качеств предметов и прийти к выделению общего основания - количества. Используемые практические приемы сравнения по качественному и количественному признаку (наложение, приложение, составление пар) формируют у детей не только математические, но и общеинтеллектуальные умения, развивают ориентировочную деятельность (целенаправленные пробы, примеривание, зрительное соотнесение), что очень важно для развития наглядных форм мышления.
Овладение детьми математическими знаниями предполагает обучение их анализу и синтезу. Без взаимодействия этих процессов невозможно, например, определить точное количество предметов или решить арифметическую задачу. Ребенок учится видеть целое в единстве отдельных элементов. Например, предлагается посчитать множество предметов, состоящее из пяти элементов. Ребенок сначала выделяет каждый элемент отдельно и соотносит его с числительным, в итоге счета он делает обобщающее движение вокруг всех предметов и называет общее число элементов множества.
Использование математических символов плюс (+), минус (-), равно (=), больше (>), меньше (<) и др., обозначающих отношения между множествами, также освобождает мысль ребенка от конкретности и вещественности, слова прибавить и отнять постепенно становятся обозначением арифметических, а не жизненно практических действий. Эти слова становятся показателями высокого уровня обобщения практических действий.
Важным для интеллектуального роста дошкольников является также то, что развитие разных форм мышления в данном случае происходит в тесном взаимодействии. Формирование начальных математических представлений происходит в процессе действий ребенка с реальными предметами. Воспринимаемые количества и их отношения закрепляются в слове-названии, что создает основу для возникновения представлений. В дальнейшем при оперировании числами, решении арифметических задач ребенок начинает отрываться от наглядно представленных множеств и оперировать представлениями в уме, - это и служит средством увязывания действенной, образной и логической форм мышления.
Следующим условием развития мышления дошкольников является обеспечение перехода от развернутых мыслительных действий с реальными предметами и от выражения этих действий в активной речи детей к действиям в уме. Поэтапное формирование математических понятий обеспечивает накопление знаний и способствует развитию речи, мышления, т.е. умственному развитию в целом.
Детей необходимо приучить наблюдать, как взрослые используют свои математические знания, зачем им нужно считать, измерять, в каких случаях этим пользоваться. Это развивает интерес детей к приобретению математических знаний, развивает интерес к учению, что является важным условием обучения математике в школе.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе. Умения ребенка считать предметы, выполнять операции сложения и вычитания, решать арифметические задачи являются хотя не единственными, но существенными показателями готовности ребенка к школьному обучению (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер). Кроме того, что в процессе усвоения математических знаний у ребенка расширяется круг представлений об окружающем, идет развитие основных познавательных процессов - восприятия, мышления и речи, на занятиях по математике воспитываются нравственно-волевые качества, необходимые будущему школьнику.
Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). На занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей воспитывают привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. Операции счета и измерения должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Ребята постоянно убеждаются в том, что любая неточность, неаккуратность в работе приводит к ошибочным результатам (разложил предметы двух групп неточно друг под другом и не видно, поровну ли их; измерил неаккуратно - получил неправильный результат).
Дети овладевают и такими навыками, как организация своего учебного труда, - усваивают способы размещения пособий во время занятий и после них; приучаются не отвлекаться, не играть с пособиями до и во время занятий, а внимательно слушать указания педагога; приобретают навыки и умения следить за ответами товарищей, дополняя и исправляя их; приучаются самостоятельно выполнять задания, предварительно планируя свою работу.
Таким образом, ребенок учится рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы.
Подготовка к обучению в школе представляет собой длительный процесс физиолого-психологического и социального приспособления старшего дошкольника к условиям обучения, связанный со значительным напряжением всех структур личности, систем организма и предполагающий наличие у ребенка предпосылок готовности к обучению. Основным фактором адаптации к школьному обучению выступает сформированная готовность к обучению, включающая интеллектуальный, складывающейся из познавательного и речевого развития, произвольный и личностный или мотивационный компоненты.
Для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.