Лайфхаки

об изучении языков

Действующая редакция
Письмо Минпросвещения России от 04.12.2019 № 04-1375
Об изучении языков в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В связи с поступающими обращениями по вопросам изучения языков в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность), Департамент государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) разъясняет.
1. В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (далее - Закон о языках) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Республики Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о языках субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.
Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
Также Департамент обращает внимание, что по вопросу изучения государственных языков республик, а также реализации прав граждан на получение образования на родном языке ранее были направлены:
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2017 года № ТС-945/08 "О реализации прав граждан на получение образования на родном языке";
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 08-2595 "О направлении информации" (вместе с Методическими рекомендациями по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации и варианты учебных планов");
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 03-510 "О направлении информации" (вместе с "Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного");
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 ноября 2019 г. № ТС-2782/03 "О направлении информации" (вместе с Информацией о реализации Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" по вопросу обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка).
2. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (далее - ФГОС НОО), "Иностранный язык" относится к обязательной предметной области, входящей в учебный план.
В соответствии с пунктом 13 ФГОС НОО предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования, в которой должны быть выделены результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для получения общего образования следующего уровня.
Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее - ФГОС ООО), в учебный план, в том числе, входит обязательная предметная область "Иностранные языки" и учебные предметы "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык".
В силу пункта 12 ФГОС ООО достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, и результаты государственной итоговой аттестации выпускников (далее - ГИА), характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно пункту 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного совместным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 189/N 1513 (далее - Порядок ГИА ООО), ГИА в форме ОГЭ и (или) ГВЭ включает в себя четыре экзамена: экзамены по русскому языку и математике - обязательные учебные предметы, а также экзамены по выбору участника ГИА) по двум учебным предметам из числа учебных предметов, среди которых присутствуют и иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский).
Таким образом, учебный предмет "Иностранный язык" в рамках ГИА по образовательным программам основного общего образования участники ГИА сдают на добровольной основе.
В настоящее время Министерством подготовлен проект обновленного ФГОС ООО, в соответствии с которым в обязательную часть учебного плана включена предметная область "Иностранные языки" и учебный предмет "Иностранный язык".
Согласно проекту обновленного ФГОС ООО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии необходимых условий в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, может включаться учебный предмет "Второй иностранный язык" из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (далее - ФГОС СОО), на уровне среднего общего образования учебный план предусматривает в рамках предметной области "Иностранные языки" изучение учебных предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" на базовом и углубленном уровнях.
Освоение учебных предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" на базовом уровне направлено на сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Освоение учебных предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" на углубленном уровне дополнительно направлено на достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля; сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля; владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.
В соответствии с пунктом 12 ФГОС СОО освоение обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования завершается обязательной ГИА выпускников.
Согласно пункту 8 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного совместным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2012 г.* № 190/1512 (далее - Порядок ГИА СОО), государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и (или) ГВЭ проводится по обязательным учебным предметам - русскому языку и математике, а также по учебным предметам по выбору среди которых, в том числе и иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), которые участники ГИА сдают на добровольной основе по своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 7 ноября 2018 г.".
Для прохождения государственной итоговой аттестации участник ГИА имеет право выбрать более одного иностранного языка. Факт отсутствия в учебном плане основной образовательной программы соответствующего уровня, которую осваивал участник ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность, иностранного языка из числа предусмотренных Порядком ГИА ООО либо Порядком ГИА СОО для прохождения в рамках ГИА, не является основанием для не допуска к прохождению ГИА по иностранному языку, изучение которого осуществлялось обучающимся самостоятельно.
Министерство обращает внимание, что в 2022 году планируется завершить внедрение ФГОС СОО, в результате чего учебный предмет "Иностранный язык" станет обязательным предметом наряду с учебными предметами "Русский язык" и "Математика" при прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. При этом обучающийся сможет самостоятельно выбрать уровень сдачи экзамена (базовый или углубленный).
3. На современном этапе отмечена потребность обучающихся на изучение иных иностранных языков, в том числе итальянского, турецкого, арабского, корейского, японского, армянского, грузинского, латышского и других иностранных языков (далее - редкие иностранные языки). Выбор того или иного редкого иностранного языка обусловлен социально-экономическими и культурно-историческими связями субъектов Российской Федерации, условиями мест компактного проживания носителей языка, потребностями обучающихся в дальнейшем получении образования и навыков профессиональной деятельности. Редкие иностранные языки могут вводиться для изучения в общеобразовательных организациях в качестве второго иностранного языка.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что образовательная организация, обладая в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона об образовании автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации, вправе самостоятельно определить иностранные языки, которые будут изучаться в рамках образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
А.Е.Четвертков

Центр лингвистического образования АО «Издательство» «Просвещение» приглашает учителей английского, немецкого, испанского, китайского и французского языков к участию в создании сборников электронных материалов «Символы победы», посвящённых 75-й годов

✅По результатам работы будут созданы электронные пособия, доступные для свободного использования в учебном процессе образовательных организаций.

✅Сборники будут опубликованы в специальном разделе на сайте журнала «Просвещение. Иностранные языки» http://iyazyki.prosv.ru/.

✅Участие в создании сборников электронных материалов бесплатное.

✅Авторы обучающих материалов, отобранных для публикации, получат электронный сертификат о публикации в сборнике.

Условия участия: ➡ https://cloud.prosv.ru/s/3LsbJRTBXCSQzwx

Мы уверены, что созданные вами обучающие материалы и задания будут широко использоваться коллегами как в рамках урока, так и на элективных и внеурочных занятиях, посвященных нашей родной стране и победе в Великой Отечественной войне.

О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказо

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ПРИКАЗ
от 22 ноября 2019 года № 632
О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345
В соответствии с пунктом 25 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 870 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 августа 2016 г., регистрационный № 43111), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 471 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2017 г., регистрационный № 47351), на основании протокола заседания Научно-методического совета по учебникам от 18 сентября 2019 г. № ТС-73/04пр приказываю:
1. Включить в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345, с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 мая 2019 г. № 233, учебники согласно приложению* к настоящему приказу.
________________________
* Примечание изготовителя базы данных: приложение см. по ссылке.
2. Департаменту государственной политики в сфере оценки качества общего образования (Четвертков А.Е.) в установленном порядке опубликовать настоящий приказ в официальных печатных изданиях Министерства просвещения Российской Федерации и разместить его на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
О.Ю. Васильева

Об использовании рабочих тетрадей

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ПИСЬМО
от 23 октября 2019 года № ВБ-47/04
Об использовании рабочих тетрадей

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 июля 2019 г. № Пр-1418 "О рассмотрении вопроса о сокращении использования рабочих тетрадей в образовательном процессе, в том числе с учетом внедрения в образовательную программу современных цифровых технологий в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда", предусмотренного национальным проектом "Образование", Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Министерство) разъясняет порядок использования рабочих тетрадей при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и предлагает меры по организации системной работы, направленной на снижение их количества.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - федеральный перечень учебников), утвержденный приказом Минпросвещения России от 28 декабря г. № 345 (в редакции от 8 мая 2019 г. № 233);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - перечень организаций), утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699.
Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования (далее - список) и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.
Таким образом, если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора образовательной организации, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.
В целях более углубленного изучения учебного предмета обучающимися учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Вместе с тем Министерство обращает внимание, что использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах является неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно влияет на эффективность обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ формирует навык письма и развивает мелкую моторику.
Одновременно Министерство считает целесообразным сокращение рабочих тетрадей на печатной основе в основной и средней школе, в том числе в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда", предусмотренного национальным проектом "Образование" (далее - федеральный проект), который направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды.
Ключевым мероприятием федерального проекта является разработка и внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, предусматривающей в рамках своей концепции сокращение использования бумажных тетрадей в образовательных организациях и их замену на цифровые аналоги.
В.С. Басюк

Об использовании рабочих тетрадей

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ПИСЬМО
от 23 октября 2019 года № ВБ-47/04
Об использовании рабочих тетрадей

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 июля 2019 г. № Пр-1418 "О рассмотрении вопроса о сокращении использования рабочих тетрадей в образовательном процессе, в том числе с учетом внедрения в образовательную программу современных цифровых технологий в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда", предусмотренного национальным проектом "Образование", Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Министерство) разъясняет порядок использования рабочих тетрадей при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и предлагает меры по организации системной работы, направленной на снижение их количества.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - федеральный перечень учебников), утвержденный приказом Минпросвещения России от 28 декабря г. № 345 (в редакции от 8 мая 2019 г. № 233);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - перечень организаций), утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699.
Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования (далее - список) и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.
Таким образом, если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора образовательной организации, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.
В целях более углубленного изучения учебного предмета обучающимися учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Вместе с тем Министерство обращает внимание, что использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах является неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно влияет на эффективность обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ формирует навык письма и развивает мелкую моторику.
Одновременно Министерство считает целесообразным сокращение рабочих тетрадей на печатной основе в основной и средней школе, в том числе в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда", предусмотренного национальным проектом "Образование" (далее - федеральный проект), который направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды.
Ключевым мероприятием федерального проекта является разработка и внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, предусматривающей в рамках своей концепции сокращение использования бумажных тетрадей в образовательных организациях и их замену на цифровые аналоги.
В.С. Басюк

Об определении системы оплаты труда в образовательной организации

Действующая редакция
Письмо Минпросвещения России от 14.10.2019 № 08-ПГ-МП-20387
Об определении системы оплаты труда в образовательной организации
Департамент развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России рассмотрел обращение и сообщает.
С 1 января 2006 года действие постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя", распространяется на педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя, федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. № 548).
Дополнительно Департамент информирует.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с указанным Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Кроме того, согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, система оплаты труда в конкретной образовательной организации устанавливается локальными нормативными актами - положением об оплате труда, положением о распределении стимулирующего фонда оплаты труда, положением о распределении премиальных выплат, являющимися приложением к коллективному договору образовательной организации. При этом статьей 135 ТК РФ установлено, что данный локальный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников (как правило, общего собрания трудового коллектива).
Размеры и условия дополнительных выплат, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемой с письменного согласия педагогического работника (классное руководство, проверка письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы), а также фактический объем учебной нагрузки, определяемые ежегодно на начало учебного года в соответствии с приказами Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 (пункт 2.3 раздела II) и от 22 декабря 2014 г. № 1601 (раздел I приложения № 2) устанавливаются в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с педагогическими работниками.
Заместитель директора Департамента
С.Д.Ермакова

Об определении системы оплаты труда в образовательной организации

Действующая редакция
Письмо Минпросвещения России от 14.10.2019 № 08-ПГ-МП-20387
Об определении системы оплаты труда в образовательной организации
Департамент развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России рассмотрел обращение и сообщает.
С 1 января 2006 года действие постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя", распространяется на педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя, федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. № 548).
Дополнительно Департамент информирует.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с указанным Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Кроме того, согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, система оплаты труда в конкретной образовательной организации устанавливается локальными нормативными актами - положением об оплате труда, положением о распределении стимулирующего фонда оплаты труда, положением о распределении премиальных выплат, являющимися приложением к коллективному договору образовательной организации. При этом статьей 135 ТК РФ установлено, что данный локальный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников (как правило, общего собрания трудового коллектива).
Размеры и условия дополнительных выплат, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемой с письменного согласия педагогического работника (классное руководство, проверка письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы), а также фактический объем учебной нагрузки, определяемые ежегодно на начало учебного года в соответствии с приказами Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 (пункт 2.3 раздела II) и от 22 декабря 2014 г. № 1601 (раздел I приложения № 2) устанавливаются в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с педагогическими работниками.
Заместитель директора Департамента
С.Д.Ермакова

Диагностика профессиональной компетенции

В дополнение к письму Министерства просвещения Российской Федерации №02-968 от 24.10.2019 г. «О проведении диагностики профессиональных компетенций педагогов-предметников» Общество с ограниченной ответственностью «Экспертиза. Аналитика. Сопровождение» направляет Инструкцию для пользователей (приложение 1).

Тестирование педагогов-предметников проводится в онлайн формате с использованием автоматизированной Системы Диагностики Профессиональных Компетенций https://диагностика.сдпк.рф по учебным дисциплинам: русский язык, литература, математика, история, обществознание, химия, география, биология, информатика, физика, технология, английский язык, ОБЖ.

Ссылка для приглашения к участию в диагностике пользователей Республики Мордовия https://диагностика.сдпк.рф/reg?token=iEsFW&region=27


Консультационная поддержка пользователей будет обеспечена в рабочие дни с 09.00 до 18.00 по московскому времени с даты начала регистрации пользователей в Системе по телефонам 8-8-800-511-51-56, 8-800-511-54-77 (бесплатные звонки для звонящих).

Техническая поддержка пользователей будет осуществляться по электронной почте np@edu-eas.ru в рабочие дни с 09.00 до 18.00 по московскому времени – с даты начала регистрации пользователей в Системе.


С уважением,
Генеральный директор
ООО «Экспертиза. Аналитика. Сопровождение»
И.Н. Ефремов

Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 24 сентября 2019 года № 10-888
В соответствии с разделом 3 и пунктом 30 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 190/1512 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный номер № 52952) (далее - Порядок), и по итогам проведения итогового сочинения (изложения) в 2018/19 учебном году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе уточненные редакции следующих методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году:
1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019/20 учебном году;
2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году;
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году;
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году;
5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году;
6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, в 2019/20 учебном году;
7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году;
8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019/20 учебном году.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 31 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, определяют порядок проведения, а также порядок проверки итогового сочинения (изложения). Таким образом, указанные методические документы могут быть доработаны органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, с учетом специфики организации и проведения итогового сочинения (изложения) в субъекте Российской Федерации, но вносимые изменения не могут противоречить Порядку. Приложение: в электронном виде.
A.A. Музаев

Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 24 сентября 2019 года № 10-888
В соответствии с разделом 3 и пунктом 30 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 190/1512 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный номер № 52952) (далее - Порядок), и по итогам проведения итогового сочинения (изложения) в 2018/19 учебном году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе уточненные редакции следующих методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году:
1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019/20 учебном году;
2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году;
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году;
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году;
5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году;
6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, в 2019/20 учебном году;
7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году;
8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019/20 учебном году.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 31 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, определяют порядок проведения, а также порядок проверки итогового сочинения (изложения). Таким образом, указанные методические документы могут быть доработаны органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, с учетом специфики организации и проведения итогового сочинения (изложения) в субъекте Российской Федерации, но вносимые изменения не могут противоречить Порядку. Приложение: в электронном виде.
A.A. Музаев