Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Дошкольники очень хорошо воспринимают и обрабатывают информацию обо всем, что их окружает. Сенсорное воспитание малышей раннего возраста оказывает положительное влияние на уровень их интеллекта, а также степень и качество умственного развития.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорика ребенка состоит из 5 аспектов:
1. Осязания;2. Обоняния;3. Зрения;4. Слуха;5. Вкусовых ощущений.
Существуют так называемые сенсорные эталоны - образцы свойств различных явлений и предметов:
• Формы. Включают все геометрические фигуры;
• Размер. Включает различные меры;
• Цвет. Включает семь основных цветов спектра;
• Вкус;• Запах.
Развитие сенсорики подразумевает создание у ребенка представлений о перечисленных характеристиках предметов.
В процессе своего развития малыши учатся пользоваться существующими эталонами.
Цели сенсорного воспитания:
1. Изучение основных понятий сенсорики - форм, размеров и величин, цветов, вкусовых характеристик, запахов и звуков;
2. Формирование гибкости в восприятии внешних объектов и явлений, быстроты их анализа, внимания и логического мышления;
3. Формирование тех свойств характера и способностей, которые крайне необходимы малышу для его самореализации.

Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Дошкольники очень хорошо воспринимают и обрабатывают информацию обо всем, что их окружает. Сенсорное воспитание малышей раннего возраста оказывает положительное влияние на уровень их интеллекта, а также степень и качество умственного развития.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорика ребенка состоит из 5 аспектов:
1. Осязания;2. Обоняния;3. Зрения;4. Слуха;5. Вкусовых ощущений.
Существуют так называемые сенсорные эталоны - образцы свойств различных явлений и предметов:
• Формы. Включают все геометрические фигуры;
• Размер. Включает различные меры;
• Цвет. Включает семь основных цветов спектра;
• Вкус;• Запах.
Развитие сенсорики подразумевает создание у ребенка представлений о перечисленных характеристиках предметов.
В процессе своего развития малыши учатся пользоваться существующими эталонами.
Цели сенсорного воспитания:
1. Изучение основных понятий сенсорики - форм, размеров и величин, цветов, вкусовых характеристик, запахов и звуков;
2. Формирование гибкости в восприятии внешних объектов и явлений, быстроты их анализа, внимания и логического мышления;
3. Формирование тех свойств характера и способностей, которые крайне необходимы малышу для его самореализации.