Зенченко Елена

"Весеннее наслаждение" Сценарий праздника 8 Марта для детей старшей группы

• С первыми звуками вступления, дети с колокольчиками и бубенчиками заходят в зал и исполняют песню «Весенняя» муз. О.Волох, сл Л.Дымовой.

• Дети читают стихи

1.Ручьи бегут во все концы
Под окнами вдоль улиц,
Домой веселые скворцы
Из теплых стран вернулись.
2.Вот на проталине в лесу
Подснежник серебрится,
Весна и вправду на носу –
Не зря так говорится.



3. 8 марта - день чудесный,
Пришел с весенним солнцем к нам.
Звените радостные песни,
Сегодня праздник бабушек и мам.
4. Маму любят все на свете,
Мама - первый друг.
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг!


5. Пусть сегодня нашим мамам
Будет весело, светло.
Мы хотим, чтоб мамы знали
Мы все их любим горячо.

Ведущая: А какой подарок маме мы подарим в женский день?

• Дети читают стихи


6. Подскажите, подскажите,
Чем нам маму удивить?
И какой подарок лучше
В женский день ей подарить?
7. Мы долго думали, решали,
Что нам мамам подарить?
Ведь подарок, самым-самым,
Самым лучшим должен быть!


8. Что придумать бы такое?
Чем бы маму удивить?
Может, старые обои
Снять, а стены побелить?

9. Чем же мам нам удивить,
Как поздравить, что дарить?!!
Спросим мы у … (обращается к …), где ты?



Ребёнок: я предлагаю изумительный торт «ВЕСЕННЕЕ НАСЛАЖДЕНИЕ»
Ведущая достаёт торт (без украшений).

Ведущая: Он состоит не из бисквита и цветов из крема как другие торты, а из искренних признаний в любви, добрых слов пожеланий, стихов, песен, танцев, игр.
Основа уже есть.
Ребёнок: Так он же не украшен!
Ведущая: От ласки, нежности, любви и доброты распустятся цветы на тОрте этом – небывалой красоты.
Наши выступления, подарки помогут нам. Он весь поделен вот на такие кусочки (показывает один кусочек). Каждый кусочек - это концертный номер нашей праздничной программы.
Ведущая: Что ж, пора торт украшать.
С чего лучше нам начать?

Ребёнок: Мы польем его сперва озорной капелью,
Теплым солнечным лучом, птиц веселых трелью.

Ребёнок: Не забудем про цветы – нежные, весенние.
Пусть такое у всех мам будет настроение.

• Дети исполняют танцевальную композицию «Танцуй и пой» муз. и сл. Т. Морозовой.
Ведущая: Посмотрите, ребята, а на первом кусочке уже появилось украшение. Значит, нашим гостям очень понравилось ваше выступление.

• Ведущая показывает кусочек торта, украшенного цветочками.

Ведущая: А вот этот кусочек. Конечно же, он от девочек.
Хотят спасибо вам сказать за ласку и терпенье.
И этим номером поднять до неба настроенье.
• Дети читают стихи
Я маму свою очень-очень люблю
И быть на неё, похожей хочу.
Мы вам, ребята, откроем секрет:
Больше чем мама модницы нет!
Платьев у мамы просто не счесть,
Даже сережки из золота есть.

В туфлях на шпильках для маминой ножки.
Хочется нам походить хоть немножко.
Надо как мамы скорей нарядиться,
Чтоб на минуточку в мам превратиться. (Св.Русских)
Ведущая: А чтобы наши мамы могли немного отдохнуть, дети возьмут на себя часть маминых забот.

• Сценка-шутка "Стирка"

Ведущая: А здорово у нас получается. (показывает украшенный второй кусочек)
А гостям нашим нравится? Хорошо, пришел черёд следующего кусочка.
Дети, а скажите прямо –
Есть у вашей мамы…, да и у папы…мама?

Дети:
Маму с папой вырастить –
Ох, нелёгкий труд.
Ту маму, что с ним справится,
Бабушкой зовут!

Давайте же и бабушек
Поздравим с женским днём!
Для них прочтём стихи мы
И песенку споём.

• Дети читают стихи


У бабушки — руки волшебные,
А может быть, просто искусные?
Решают дела ежедневные
И блинчики стряпают вкусные!
Чаёк и варенье душистое,
Всегда ждут нас в доме у бабушки!
Пусть счастье — большое, лучистое -
Всегда будет с бабушкой рядышком!


• Дети исполняют песню «Лучшей бабушке» муз. и сл. Л.Некрасовой

Ведущая: А кто из вас работать может, убраться бабушке поможет?

• Проводится игра «Пылесос»

Ведущая: Каким красивым становится наш торт!
Интересно, а как преобразится этот кусочек чудесного тОрта?

• Дети читают стихи

А сейчас мы очень рады
Поздравить всех женщин нашего детского сада.

Вы очень восхищаете
Нас добротой своей,
И ею окружаете
Задорных малышей! -4-
С улыбкой самой милою
Приходите в детсад.
Так пусть весну счастливую
Вам всем подарит март!

Успехов вам, здоровья вам,
И счастья пожелаем.
И с первым праздником весны -

Вместе: Сердечно поздравляем!

• Выступление шумового оркестра.

• Ведущая всем показывает, каким красивым стал очередной кусочек.

Музыкальный руководитель: А чего это наши мальчики глядят по сторонам?

Ведущая: Да потому что, девочки красивые сидят и тут и там!

Музыкальный руководитель: Тогда, что ж вы мальчики сидите, во все стороны глядите?

Ведущая: Наши мальчики настоящие джентльмены. И они хотят сегодня поздравить девочек. Мальчики, а ну-ка смелый кто, вперед, сейчас настал и ваш черед!
Проблему эту долго-долго мальчики решали.
Но время шло, а как им быть, они пока не знали.

1-ый: С девчонками одна беда! (все сидят поникшие, вдруг 2-ой оживляется)

2-ой: Я знаю, как нам поступить! Попробуем на польку их пригласить. Коммуникативная пляска «К соседу перейдём» сл. Л. Мочаловой, муз. укр. нар. песня "I з сиром пироги"
Ведущая: У девочек наших тоже отличное, весеннее настроение.

• Показывает украшенный кусочек.

Ведущая: Уже, кажется, всех поздравили, а кусочки без украшения ещё остались?!!


Музыкальный руководитель: А вот этот кусочек для всех, без исключения,
Для хорошего настроения!

• Оркестр «Ладошки» увертюра к к-му «Весёлые ребята» муз.И.Дунаевского

Ведущая: А про сюрприз мы забыли!
Мы подарок маме покупать не стали –
Приготовили всё сами, своими детскими руками.
• Звучит музыка, дети вручают подарки.

Ведущая: Остался последний кусочек торта, и я думаю, что мамы нам в этом помогут.
Ну что, дорогие родители.
Готовы детей поддержать?
Скорее же к нам выходите,
Со своими детьми танцевать.

• Танец с мамами «В доме пахнет пирогами»

• Ведущая выносит торт в середину круга

Ведущая: Вот этот торт мы испекли, все старались, как могли.

Вот и закончился праздник весенний,
Думаю, всем он поднял настроенье.
Мы еще раз женщин всех поздравляем,
Счастья, любви, красоты вам желаем.

• Звучит музыка, дети и родители покидают зал.

"Магазин игрушек"

«Магазин игрушек»
Сценарий развлечения
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ведущий, соловей, солдат, кукла, мишка, неваляшки, Ваньки-встаньки, Чебурашка, лошадка, мяч, кот, девочка

Ведущий - Друзья, вы бывали в отделе игрушек?
Здесь столько красивых флажков и хлопушек.
И неспроста сегодня мы:
Сейчас игрушки сюда привезут.
Уже слышу стук колес.
Мчится, мчится паровоз.
Песня «Паровоз»
муз. З.Компанеец сл. О.Высотской

Паровоз, паровоз новенький, блестящий.
Он вагоны повез, будто настоящий.
Кто едет в поезде? Плюшевые мишки,
Кошка, лошадка, соловей, зайчишки.

Паровоз, паровоз новенький, блестящий.
Он вагоны повез, будто настоящий.
Кто едет в поезде? Кукла, неваляшки,
Ваньки-встаньки, солдат, мячик, Чебурашка.

Вот какой паровоз к празднику купили.
Вот какой паровоз детям подарили.
Дальняя, дальняя, дальняя дорога.
Вдоль нашей комнаты – прямо до порога.

Ведущий - Наконец-то прикатили.
Их на полках разместили:
Рядом с кошкой – Чебурашка,
По соседству – неваляшки,
Чуть поодаль – звонкий мячик,
Вот лошадка и солдатик.
Соловей и бурый мишка.
Вот коробка с яркой крышкой.
Можно двери открывать
И игрушки продавать.
Но что за спор такой у них?

Соловей - Прелестней трелей нет моих!
Мой домик так красив и ярок,
Я буду сказочный подарок!
На первой полке должен быть.
Все захотят меня купить!
(игра на инструментах)
Солдатик - Я – храбрый боевой солдат!
Всегда подраться буду рад!
Чего кричите вы без толку?
Моей должна быть эта полка!
Умею верно я служить,
И первым захотят купить
Меня, солдатика, поверьте!
Я так шагать умею, дети!

Песня «Марш деревянных солдатиков»
Ведущий – Вдруг коробка наклонилась,
Крышка тихо приоткрылась.
Танец куклы

Ведущий – Кукла вышла очень важно,
В спор вступила так отважно.
Песня куклы
1. Я маленькая куколка,
Умею танцевать,
Головкою и ручками
И глазками моргать.
Припев: Мама, папа,
И глазками моргать.

2. Лежала я в коробочке,
Никто не приласкал,
Не шил мне пышных платьицев,
Кудрей не завивал.

3. Я часто-часто падала
И разбивала нос,
И горько-горько плакала
И было море слез.

Кукла – Но все давно переменилось:
Теперь я пышно нарядилась.
Чудесный бант на мне такой,
Ему завидует любой!
Должна я полку украшать,
Все захотят меня забрать!

Ведущий – С дальней полки спрыгнул мяч,
И вперед помчался вскачь.

Мяч – Очень яркий я, цветной,
И веселый, озорной.
И скажу вам так, друзья:
Подкачусь поближе я!
По праву вот на этой полке
Должен я, друзья, лежать,
Чтобы первый покупатель
Смог легко меня забрать.
Песня «Мячик»

Лошадка – Так хвалился, так хвалился,
И вдруг – раз – и укатился.
Все так правильно случилось:
Полка вдруг освободилась.
Для лошадки цирковой.
Для веселой для такой.
Песня «Лошадка»

Ведущий – Зазвенели неваляшки:

Неваляшки –
1 — Ой, бедняжки мы, бедняжки!
Вы про нас совсем забыли,
На дальней полке разместили.

2 — А мы должны вот здесь стоять
Звонко петь, вот так плясать.
Песня «Неваляшки»
Неваляшки – Это что тут за милашка?
Чебурашка – Я игрушка Чебурашка!
Неваляшки – На первой полочке сидишь.
Почему тогда грустишь?
Песня «Чебурашка»
Чебурашка – Но пока что крокодил
В магазин не заходил.
И когда придет, не знаю.
Вот сижу тут и скучаю.
Кто еще ко мне придет?
Кто в друзья меня возьмет?

Неваляшки – Нельзя, скажу вам, на витрине
Сидеть с такой печальной миной.
Уступи-ка, Чебурашка,
Место ярким неваляшкам.

Ваньки-встаньки – Погодите, не спешите!
Место нам освободите.
Мы – друзья-весельчаки
И стоять нам не с руки
На далекой пыльной полке
И пылиться там без толку.
Первых нас должны купить!
Можем всех развеселить.
Песня «Ваньки-встаньки»

(Один Ванька-встанька вдруг ложится, прикрывшись подушкой)
Ведущий – Посмотрите: он подушку
Не под щечку, не под ушко
Аккуратно положил.
Он тяжелою подушкой
Головку к полу придавил,
Чтобы спать, не подыматься,
Не стоять и не качаться.
А игрушки удивляются,
Дружно с полок поднимаются.
Песня «Ванька-встанька»
Ванька-встанька - Я и, правда, уморился
И на землю повалился.
Но теперь хочу стоять
На первой полочке опять.

Кошка – Погодите-ка немножко.
Это я сказала, Кошка.
Я самая пушистая и мягкая игрушка.
Меня можно положить под ушко, как подушку.
Я умею песни петь, хвостиком вилять.
Песня «Серенькая кошечка»
Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Песню напевала.

Мягкая, мохнатая,
Мордочка усатая.
Беленькие лапки,
А на них царапки.

Шерстку причесала,
Бантик повязала.
Нет меня милее.
Покупай скорее.

Кошка – Кто меня увидит первый,
Захочет сразу с полки снять,
В коробку с бантом положить…
Придется место уступить.

Мишка - Куда тогда деваться мне?
Солдат - Да у тебя коробки нет!
Соловей - Совсем ты не умеешь петь!
Кукла - Ты даже бант забыл надеть!
Мяч - И неловкий ты какой!
И сидишь тут день-деньской!
Неваляшки – Не умеешь ты плясать!
Лошадка – Не умеешь ты скакать!
Чебурашка – Нет у тебя гармошки!
Кошка – Ты не похож на кошку!
ВСЕ вместе — Не нужен никому такой!
Сиди на дальней полке той!
Мишка плачет и уходит вглубь сцены.

Ведущий – Друзья, к нам девочка идет!
Солдат — Она меня…
Все наперебой - Меня…Меня возьмет.
Девочка — Мне нужен друг. Кого бы взять?
Соловей - Меня! Я буду распевать
Все песни. Ведь я самый лучший!
Девочка — Нет, мне хвастун такой не нужен.
Мне нужен друг, а не хвастун.

Солдат - Я самый смелый на посту!
И будем драться мы с тобой!
Девочка — Друзья ведь драться не должны.
Мне нужен друг совсем другой.

Лошадка - Ты лошадку покупай,
Ты с лошадкой поиграй.
На лошадке ты верхом
Будешь весело скакать,
И подковы на весь дом,
Будут весело стучать.
Ты лошадку оседлай,
С этой полки забирай.
И поскачем мы вдвоем,
Никого не заберем.
Девочка – Хочешь бросить всех друзей?
Даже думать так не смей!
Тебе придется подождать,
Еще на полке постоять.

Кошка – Посмотри на мои лапки,
А на лапках есть царапки.
А вот здесь – красивый бантик,
А в кармашке – яркий фантик.
Если не возьмешь меня,
Буду плакать я три дня.
Девочка – Боюсь в слезах я утонуть.
Пока на полочке побудь.

Чебурашка – Пока мой Гена крокодил
В магазин не заходил,
Можешь ты меня купить,
Потом на место положить,
Когда вернется Гена.
Он необыкновенный!
Девочка – Мне нужен друг надежный, верный.
Нет, не куплю тебя, наверно.
Мяч – Будешь ты довольна мной!
Я веселый, озорной,
Ловкий, быстрый и красивый…
Девочка – Нет, не нужен мне такой!
Ты – хорошенький мальчишка,
Но, к несчастью, хвастунишка.

Неваляшки – А мы тебе не подойдем?
Мы пляшем, весело поем.
Девочка – Вы – милашки, неваляшки.
Но не знаете, бедняжки,
То, что знают даже дети,
Что не милые мордашки,
Дружба – всех главней на свете.

Кукла - Ах, детка! Полюбуйся мной.
Какой на мне красивый бант.
Такому каждый будет рад!
Девочка – Зачем же мне подруга та,
Что краше своего банта
Не видит ничего. Ах, нет!
Нет, не найти здесь друга мне.
Пожалуй, мишку я возьму!
Хозяйкой буду я ему.
Он и без бантика красив
И добр душою, молчалив.
Песня девочки
Танец «Мишка с куклой»

Девочка – Хорошим другом будет мне!
Ведущий – Так в поднебесной вышине
Решает Бог. И мы пред Ним
Без украшений все стоим.
Ему душа одна важна!
Ему любовь детей нужна!
Песня друзей

"Новогодние огоньки" - новогодний сценарий для детей средней группы

Новогодние огоньки 2020 средняя группа

Дети под музыку заходят в зал, встают вокруг ёлки.
Ведущая:
Ребятки, полюбуйтесь нашей ёлочкой – красавицей, какие на ней красивые игрушки! (Дети рассматривают ёлку)
Ведущая:
Как приятно, что сегодня гости к нам сюда пришли
И, не глядя на заботы, час свободный все нашли.
С Новым годом поздравляем и от всей души желаем
Крепкого здоровья вам: и большим, и малышам!

1 Ребёнок:
Новый год идет по свету! Пусть заходит в каждый дом.
Мы о празднике чудесном песню весело споем!

2 Ребёнок:
Как зелена наша ёлочка, как хороша в Новый год!
И под пушистою ёлочкой мы заведём хоровод.

ПЕСНЯ «Зимний хоровод»

(Дети садятся на места)

Ведущая:
Ребята, а огоньки на ёлочке не горят. Давайте зажжём ёлочку!
Давайте подуем! (дети дуют)
Помашем ручками. (Дети машут)
Не горят… Кто же нам поможет?
Давайте Снегурочку позовём! (дети зовут Снегурочку)
Снег-ка.
С замечательным, весёлым, звонким, радостным таким,
С Новым годом поздравляю, счастья, доброты желаю
И ребятам, и большим!
Ведущая:
Спасибо, Снегурочка, за поздравление. Мы очень рады тебя видеть.
Снегурочка, у нас огорчение: пропали новогодние огоньки. Ты их случайно не видела?
Снег-ка.
Нет, не видела. Может, зайчики, мои лесные друзья, знают? Зайчики!..
Не откликаются. Зайчики, не бойтесь, выходите, с бубнами весело пляшите!
Танец зайцев с бубнами
Снег-ка.
Вы не видели новогодних огоньков?
Зайчики.
Нет, не видели! (убегают на места)
Снег-ка.
Спрошу-ка я у Медведя. Миша – соня любит зимой поспать. Давайте разбудим его.
Игра с медведем
Медведь:
Кто здесь играет, спать мне мешает?
Снег-ка.
Это мы с ребятками. Мишенька, у нас беда: пропали новогодние огоньки. Ты их случайно не видел?
Медведь.
Мне звёзды снятся в уютной постели, и ветки берёз, и пушистые ели,
И птицы лесные, что летом мне пели. А вот огоньков не видал я в постели! (уходит)
Снег-ка.
Может, Волк знает?.. Эй, Волк-волчище, серый хвостище! (выходит волк)
Не видал ли ты новогодних огоньков?
Волк.
Новогодние огоньки? Это что за пустяки? Нет не видел огоньков.
Снег-ка.
Я, кажется, догадываюсь, кто взял огоньки. Это – проделки рыжей Лисы.
Лисичка-сестричка, отзовись! (ждёт ответа) Не откликается.
Давайте покукарекаем. Лиса подумает, что это петушки кричат, и тут же явится к нам.
Дети.
Кукареку! Кукареку! (выходит Лиса с лукошком)
Лиса.
Где песни чудные звучат, где петушки «кукареку» кричат, туда бегу я поскорей!
И нету песенки вкусней, чем песня Петушка!
Снег-ка.
Лисичка, здравствуй. Это ребятки, а не петушки кукарекали. А что у тебя в лукошке? (Лиса прячет лукошко за спину)
Лиса.
Это… это… это ёлочные огоньки. Я случайно их взяла. Простите меня, пожалуйста!
Снег-ка.
Ну, если случайно, тогда простим Лисичку. Согласны, ребята?
(Лиса отдаёт лукошко. Снег-ка украшает ёлку «огоньками». Дети дуют на ёлку. Огоньки зажигаются)
Песня про ёлочку
Ведущая:
Пришли на Новогоднюю ёлку и Снегурочка, и Медведь, Ии Лиса, и Волк, и зайчишки. Но кого ещё нет на нашем празднике?
Дети.
Деда Мороза.
Ведущая:
Давайте позовём Дедушку Мороза!
(Все зовут Д.М. под музыку входит Д.М.)
Д.М.
Здравствуйте, мои друзья! Я – весёлый Дед Мороз,
Шутки, игры вам принёс! С Новым годом поздравляю,
Счастья, радости желаю. Не чихать и не болеть,
Здоровье крепкое иметь, на ёлке весело смеяться
И Дед – Мороза не бояться! В круг скорее все вставайте.
Хоровод свой начинайте.
Хоровод «Самый добрый дедушка»
Ведущая:
Дедушка, а мы тебя не выпустим. Поиграй с нами.
ДМ:
Есть у меня весёлый снежок, давайте поиграем с ним.
Игра «Снежок»
ДМ.
Эх! Давайте-ка друзья все попляшем вместе.
Руку смело дали другу, встали все по кругу!
Хоровод «Приходи к нам, Дедушка»
ДМ.
Оттоптал себе я пятки ну-ка сяду, посижу
И метелиц-подружек поплясать я попрошу.

Танец метелиц (с лентами)
ДМ.
Как прохладно стало в зале. Как вы чудно танцевали.
Ох, люблю стихи я слушать. Приготовил уже уши.

(дети читают стихи 4 человека)
ДМ.
А теперь, буду я стихи читать.
А вы дружно добавлять.
Я начало вы – конец.
А кто ответит – молодец!

На дворе снежок идет. Скоро праздник ... Новый год!
Мягко светятся иголки. Хвойный дух идет от... Елки
Белоус и краснонос под ветвями ...Дед Мороз
С белым бантом, как живая, чудо-девочка стоит,
И ресницы опуская, слово «мама» говорит… Кукла.
ДМ.
Вот какие красивые куколки пришли к нам на праздник. Какие они нарядные, с красивыми бантиками.

Танец кукол.
ДМ.
Весёлый колпачок. И ростом он всего лишь с ребячий башмачок.
С молоточком, с песенкой идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если ты скажешь: -Это...ГНОМ
А для гномиков я принёс весёлые молоточки.
Выходите к ёлочке, с ними попляшите..
Танец Гномов с молоточками
Д. М.
Хорошо повеселились!...Ну, пора мне собираться,
В путь – дорогу отправляться…
Снег-ка.
Дедушка Мороз, а про подарки для детей ты забыл?

Сюрпризный момент????
Д. М.
Вот и праздник Новогодний нам заканчивать пора!
Много радости сегодня вам желаю, детвора.
Чтобы вы росли большими, чтоб не знали вы забот.
Снег-ка.
А мы с Дедушкой Морозом к вам вернемся через год!
Вместе. До свиданья! До новых встреч! (Уходят)

Ведущая:
Наступает Новый год, что он людям принесёт?
Счастья, радости, удачи! Пусть никто-никто не плачет!
Будет дом пусть полной чашей, и мечты сбылись чтоб Ваши!

(Дети под музыку идут в группу)

"Новогодние огоньки" - новогодний сценарий для детей средней группы

Новогодние огоньки 2020 средняя группа

Дети под музыку заходят в зал, встают вокруг ёлки.
Ведущая:
Ребятки, полюбуйтесь нашей ёлочкой – красавицей, какие на ней красивые игрушки! (Дети рассматривают ёлку)
Ведущая:
Как приятно, что сегодня гости к нам сюда пришли
И, не глядя на заботы, час свободный все нашли.
С Новым годом поздравляем и от всей души желаем
Крепкого здоровья вам: и большим, и малышам!

1 Ребёнок:
Новый год идет по свету! Пусть заходит в каждый дом.
Мы о празднике чудесном песню весело споем!

2 Ребёнок:
Как зелена наша ёлочка, как хороша в Новый год!
И под пушистою ёлочкой мы заведём хоровод.

ПЕСНЯ «Зимний хоровод»

(Дети садятся на места)

Ведущая:
Ребята, а огоньки на ёлочке не горят. Давайте зажжём ёлочку!
Давайте подуем! (дети дуют)
Помашем ручками. (Дети машут)
Не горят… Кто же нам поможет?
Давайте Снегурочку позовём! (дети зовут Снегурочку)
Снег-ка.
С замечательным, весёлым, звонким, радостным таким,
С Новым годом поздравляю, счастья, доброты желаю
И ребятам, и большим!
Ведущая:
Спасибо, Снегурочка, за поздравление. Мы очень рады тебя видеть.
Снегурочка, у нас огорчение: пропали новогодние огоньки. Ты их случайно не видела?
Снег-ка.
Нет, не видела. Может, зайчики, мои лесные друзья, знают? Зайчики!..
Не откликаются. Зайчики, не бойтесь, выходите, с бубнами весело пляшите!
Танец зайцев с бубнами
Снег-ка.
Вы не видели новогодних огоньков?
Зайчики.
Нет, не видели! (убегают на места)
Снег-ка.
Спрошу-ка я у Медведя. Миша – соня любит зимой поспать. Давайте разбудим его.
Игра с медведем
Медведь:
Кто здесь играет, спать мне мешает?
Снег-ка.
Это мы с ребятками. Мишенька, у нас беда: пропали новогодние огоньки. Ты их случайно не видел?
Медведь.
Мне звёзды снятся в уютной постели, и ветки берёз, и пушистые ели,
И птицы лесные, что летом мне пели. А вот огоньков не видал я в постели! (уходит)
Снег-ка.
Может, Волк знает?.. Эй, Волк-волчище, серый хвостище! (выходит волк)
Не видал ли ты новогодних огоньков?
Волк.
Новогодние огоньки? Это что за пустяки? Нет не видел огоньков.
Снег-ка.
Я, кажется, догадываюсь, кто взял огоньки. Это – проделки рыжей Лисы.
Лисичка-сестричка, отзовись! (ждёт ответа) Не откликается.
Давайте покукарекаем. Лиса подумает, что это петушки кричат, и тут же явится к нам.
Дети.
Кукареку! Кукареку! (выходит Лиса с лукошком)
Лиса.
Где песни чудные звучат, где петушки «кукареку» кричат, туда бегу я поскорей!
И нету песенки вкусней, чем песня Петушка!
Снег-ка.
Лисичка, здравствуй. Это ребятки, а не петушки кукарекали. А что у тебя в лукошке? (Лиса прячет лукошко за спину)
Лиса.
Это… это… это ёлочные огоньки. Я случайно их взяла. Простите меня, пожалуйста!
Снег-ка.
Ну, если случайно, тогда простим Лисичку. Согласны, ребята?
(Лиса отдаёт лукошко. Снег-ка украшает ёлку «огоньками». Дети дуют на ёлку. Огоньки зажигаются)
Песня про ёлочку
Ведущая:
Пришли на Новогоднюю ёлку и Снегурочка, и Медведь, Ии Лиса, и Волк, и зайчишки. Но кого ещё нет на нашем празднике?
Дети.
Деда Мороза.
Ведущая:
Давайте позовём Дедушку Мороза!
(Все зовут Д.М. под музыку входит Д.М.)
Д.М.
Здравствуйте, мои друзья! Я – весёлый Дед Мороз,
Шутки, игры вам принёс! С Новым годом поздравляю,
Счастья, радости желаю. Не чихать и не болеть,
Здоровье крепкое иметь, на ёлке весело смеяться
И Дед – Мороза не бояться! В круг скорее все вставайте.
Хоровод свой начинайте.
Хоровод «Самый добрый дедушка»
Ведущая:
Дедушка, а мы тебя не выпустим. Поиграй с нами.
ДМ:
Есть у меня весёлый снежок, давайте поиграем с ним.
Игра «Снежок»
ДМ.
Эх! Давайте-ка друзья все попляшем вместе.
Руку смело дали другу, встали все по кругу!
Хоровод «Приходи к нам, Дедушка»
ДМ.
Оттоптал себе я пятки ну-ка сяду, посижу
И метелиц-подружек поплясать я попрошу.

Танец метелиц (с лентами)
ДМ.
Как прохладно стало в зале. Как вы чудно танцевали.
Ох, люблю стихи я слушать. Приготовил уже уши.

(дети читают стихи 4 человека)
ДМ.
А теперь, буду я стихи читать.
А вы дружно добавлять.
Я начало вы – конец.
А кто ответит – молодец!

На дворе снежок идет. Скоро праздник ... Новый год!
Мягко светятся иголки. Хвойный дух идет от... Елки
Белоус и краснонос под ветвями ...Дед Мороз
С белым бантом, как живая, чудо-девочка стоит,
И ресницы опуская, слово «мама» говорит… Кукла.
ДМ.
Вот какие красивые куколки пришли к нам на праздник. Какие они нарядные, с красивыми бантиками.

Танец кукол.
ДМ.
Весёлый колпачок. И ростом он всего лишь с ребячий башмачок.
С молоточком, с песенкой идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если ты скажешь: -Это...ГНОМ
А для гномиков я принёс весёлые молоточки.
Выходите к ёлочке, с ними попляшите..
Танец Гномов с молоточками
Д. М.
Хорошо повеселились!...Ну, пора мне собираться,
В путь – дорогу отправляться…
Снег-ка.
Дедушка Мороз, а про подарки для детей ты забыл?

Сюрпризный момент????
Д. М.
Вот и праздник Новогодний нам заканчивать пора!
Много радости сегодня вам желаю, детвора.
Чтобы вы росли большими, чтоб не знали вы забот.
Снег-ка.
А мы с Дедушкой Морозом к вам вернемся через год!
Вместе. До свиданья! До новых встреч! (Уходят)

Ведущая:
Наступает Новый год, что он людям принесёт?
Счастья, радости, удачи! Пусть никто-никто не плачет!
Будет дом пусть полной чашей, и мечты сбылись чтоб Ваши!

(Дети под музыку идут в группу)

"Рисуем музыку"

Консультация для родителей
"Рисуем музыку"
"Рисуем музыку"

Сценарий "День пожилого человека"

День пожилого человека 2019
Ведущий:
Добрый день, дорогие наши бабушки и дедушки, мамы и папы, уважаемые гости!
1 октября во всем мире отмечают День пожилого человека.
Мы пригласили Вас на праздник, чтобы высказать Вам бесконечное уважение и сердечно поздравить Вас. Вас закалённых, трудолюбивых, преданных семье, детям и внукам, преданных родной земле! Низко кланяемся вам, живите долго-долго, вы нам очень нужны.
Ведь вы наша история, наши радость и победы!
1.
Меняет цвет природа, меняется погода,
И солнцу золотому идут дожди вослед.
2.
А за теплом – ненастье, за горем будет счастье,
И молодость на старость меняет человек.
3.
Бабушек, дедушек, поздравляем с праздником!
Пусть сияет солнышко ярче и теплей.
4.
Мы цветов октябрьских соберём букет.
Счастья Вам и радости на сто лет.
5.
И в день осенний яркий прими концерт в подарок,
Наш пожилой любимый, наш добрый человек!

Песня «Дедуля и бабуля»
Ведущая:
А в лесу-лесочке выросли грибочки
Тут - волнушки и опята, там - лисички и маслята.
Под сосной - боровики, так им рады грибники.
Танец грибов – средняя группа
Ведущая:
Ножки не хотят стоять, приглашают танцевать.
Девочки-рябинки, скорее выходите, и себя всем покажите!
Танец «Ягодки-рябинки, красные косынки»
Ведущая:
Ах, рябинушка-рябина на морозе расцвела.
Бусы красные надела, по орешнику прошла....
Эй, орешки, выходите, с рябиной танец заводите.
Танец Рябинки и орешки
Игры-аттракционы:
1. «Сороконожка» - 5 бабушек, 5 девочек ст. гр. кегли
2. «Самый сильный» - спички, кто дальше бросит
Ведущая:
Этот праздник проходит осенью и не всегда бывает солнышко
Ну а если тучи набежали? Мы с собою зонтик взяли
Ведь наш зонтик словно щит, от дождя нас защитит.
Танец с зонтами «Топ сапожки, шлёп сапожки»
Ведущая:
Дедушки и бабушки, милые, родные, ведь когда-то тоже вы были молодые!
И ходили в шортиках, и плели косички, и стишки учили и песни пели весело.
Давайте вместе вспомним ваши любимые песни.
Караоке
Ведущая:
Удачи Вам и искреннего смеха, здоровья Вам на долгие года,
Желаем Вам во всех делах успеха и рады встрече с вами мы всегда!

Дети дарят подарки.

"Осенний калейдоскоп"

Осенний калейдоскоп
Познавательно-игровая программа для старших дошкольников

Дети и родители входят в зал под музыку


Ведущая. Вот и подошла к концу золотая красавица-осень, и сегодня мы приглашаем наших ребят и гостей на игровую программу «Осенний калейдоскоп». В нашей игре принимают участие три команды. Приветствуем их!

Звучит торжественная музыка, Ведущая представляет все команды и их капитанов. Команды занимают места у 3 кубов с изображением эмблем: грибка (Сентябрь), желтого листочка (Октябрь) и тучки с дождиком (Ноябрь).

Ведущая. Сегодняшняя игра покажет, знаете ли вы приметы осени, стихи и песни об осени. А жюри решит, какая команда победит. Итак, мы объявляем первый конкурс – «Представление». Каждая команда должна рассказать о «своем» месяце.

Выступление команд. Каждая команда выходит в центр зала.

Команда «Сентябрь»
1-й ребенок. Опустел фруктовый сад, паутинки вдаль летят,
И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ… Что за месяц к нам пришел?

Вся команда. Сентябрь!

Участники команды по очереди рассказывают о приметах сентября

2-й ребенок. Сентябрь – пора золотой осени.
3-й ребенок. В сентябре – одна ягодка, да и то горькая рябина.
4-й. Сентябрь – пора отлета птиц.
5-й. Вот и осень к нам стучится хмурой тучей и дождем,
И назад не возвратится лето солнечным лучом.
6-й. Холод гонит в далекие страны стаи звонких, пернатых друзей,
И летят журавлей караваны, крик гортанный лишь слышен с полей!

1. ПЕСНЯ «Осень наступила» Насауленко (+)

Вед. Многие птицы улетают осенью в теплые края, но некоторые зимуют в родных местах. Я предлагаю командам по- очереди отгадать, голос какой птицы звучит и рассказать -перелетная это птица или зимующая.

Игра «Узнай птицу по голосу»
(журавль, кукушка, воробей, дятел, синица, голубь).


Команда «Октябрь»
Дети (по- очереди):
Всё мрачней лицо природы, почернели огороды, оголяются леса, молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился, что за месяц к нам явился?
Вся команда. Октябрь!

Дети читают пословицы.
1-й. Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.
2-й. В октябре лист на дереве не держится.
3-й. Ходит осень, бродит осень, ветер с клена листья сбросил,
Водят листья хоровод, а на лужах – первый лед.

2. ПЕСНЯ «Осень в лесу»-

Вед. Как много осенью красивых листьев! Ваша задача- назвать, с какого дерева лист?

Игра «С какого дерева лист?»
(карточки или трафареты)

Команда «Ноябрь»
1-й. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег,
А еще похолодало – льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле оземь ржи. Что за месяц, подскажи!
Вся команда. Ноябрь!
2-й. Ноябрь – последний месяц осени.
3-й. Ноябрь – ворота зимы.
4-й. Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
5 –й К нам в заплаканные окна равнодушно дождь стучится.
Под холодными лучами слышен крик отставшей птицы.
Потемнели и поникли ветки великанов –сосен.
Ворон каркает над бором: «Это осень! Это осень!»

3. Песня «ДОЖДИК» Парцхаладзе (-)

7 реб. Дождь собрался за грибами, долго по лесу ходил.
Шарил в роще, под дубами, ничего не находил.
Грустный вышел он из леса: «Здесь грибов, похоже, нет…»
А они повсюду лезут и ему хохочут вслед!

Вед. А вы умеете различать грибы?

Игра «Что за гриб?»
(Карточки с изображением грибов разложить по корзинам на съедобные и несъедобные)


Ведущая. Пока наше жюри подсчитывает количество правильных ответов, приглашаем всех ребят на осенний танец!

«Танец с листочками» Муз. Протасова (-)

Объявляется результат. За каждый конкурс команда может получить три, две, одну маленькую эмблему своей команды, которые в конце игры подсчитываются.

Вед. А сейчас мы с вами отправимся в осеннее путешествие по стране овощей и фруктов. Сейчас я каждой команде, по- очереди, прочитаю рассказ-загадку. Он поможет вам догадаться, какие овощи находятся в этом волшебном мешочке, а затем на ощупь найти отгадку и всем показать!

Итак! Задание команде «Сентябрь». Родина этого овоща - Южная Америка. В России его сначала боялись есть и называли «Чертово яблоко», а потом полюбили и сейчас называют «вторым хлебом»!

После ответа ребенок из первой команды достает из мешочка картофель и показывает всем.

Задание команде «Октябрь». У этого овоща два имени: одно – индейское, другое итальянское. Итальянцы называли этот овощ «золотое яблоко», потому что вначале он был ярко-желтым. А сейчас эти овощи бывают зелеными, желтыми, красными, розовыми.

Участник второй команды достает из волшебного мешочка помидор, томат и показывает всем гостям.

Вед. Задание команде «Ноябрь». Раньше этот овощ был таким горьким, что его никто не ел. Только те, у кого болели зубы, держали во рту этот овощ, чтобы боль была не такой сильной. А теперь этот овощ и жарят, и парят, и икру из него делают. А имя у него может звучать очень ласково. Что это?

Участник 3 команды достает баклажан из мешочка и показывает всем.

Вед. Пока жюри будет совещаться, я предлагаю детям поиграть в веселые игры.

Аттракционы:

1. Перепрыгни лужи.
2. Собери картошку.

Вед. А теперь пришло время для самого вкусного конкурса нашей программы. Приглашаем к столу участников от каждой команды - пробуйте и угадывайте, что же это?

Конкурс «Угадай на вкус»
(дети с завязанными глазами пробуют кусочки фруктов-
яблоко, груша, апельсин, слива, виноград, лимон)

Ведущая. Ну вот и подкрепились! Теперь Вам нужно постараться ответить на занимательные вопросы. Если команда не знает ответ, его может дать другая команда и заработать дополнительное очко. Итак, начнем!

1. Назовите гриб, ядовитый для человека, но лекарственный для лесных жителей (мухомор).
2. В каком овоще спрятались названия нот? (фасоль)
3. Как называют хлеб, который сажают не весной, а осенью? (озимый)
4. Какие птицы прилетают к нам с севера зимовать? (синицы, снегири)
5. Какие животные впадают в зимнюю спячку? (медведь, ёж)
6. Куда осенью исчезают насекомые? (прячутся под кору, под листья, в траву)
7. Продолжите народную примету - «Осенью часто идут дожди- будет много …. (грибов).
8. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
9. Какие овощи бывают усатые? (горох, фасоль)
10. Какие садовые цветы цветут незадолго до первого снега? (астры, хризантемы)

Жюри объявляет результаты разминки.

Вед. А теперь приглашаем игроков от каждой команды в центр зала. Попробуйте собрать разрезные картинки и назовите, что получилось.

Конкурс «Собери картинку»
(4-6 картинок овощей)

Реб. Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад- вперед, из края в край…
Жнут, молотят, жнут-молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла, к ночи - ржи ,как ни бывало!
Только село солнышко - опустело полюшко.

Конкурс загадок о хлебных изделиях.

1. Он бывает с яблоками, с рисом, мясом, ягодами,
С медом сладким он бывает, в печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь, зови ребят! По кусочку всё съедят! (пирог)

2. Колечки не простые, колечки золотые, блестящие, хрустящие,
Всем на загляденье… Ну и объеденье!!! (бублик, баранка)

3. Что на сковородку наливают, на огне выпекают, да вчетверо сгибают? (Блины)

4. В комочке сдобного теста нашлось для начинки место.
Внутри него не бывает пусто - в нём мясо или капуста! (пирожок)

5. В день веселых именин выпекают хлеб один
И поют все: «Выбирай, кого хочешь…» (каравай)

6. Отгадать легко и быстро: мягкий, белый и душистый.
Он и черный, он и белый, повар пёк его умелый! (хлеб)

Ведущая. Мы даем нашему жюри дополнительное время, а для всех зрителей сейчас играет наш оркестр.

4. ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР «Полянка» рус. нар. мел.(-)

Ведущая. Ну что ж, наступило время подвести итоги игры. Послушаем наше жюри.

Жюри объявляет итоги двух последних конкурсов, подсчитывает количество эмблем на столе у каждой команды, объявляются общие итоги.

Ведущая. Вот и подошла к концу наша игровая программа «Осенний калейдоскоп». Надеемся, что она была интересной и полезной. До новых встреч!




Оборудование:

1. Записи «Голоса птиц» (журавли, кукушка, воробьи, дятел, синица, ворона).
2. Карточки с листьями - 6 шт. (дуб, береза, клен, липа, каштан, рябина).
3. Карточки с грибами -6 шт. (рыжик, опята, боровик, мухомор, зеленушка, подосиновик).
4. Чудесный мешочек.
5. Муляжи овощей (картофель, помидор, баклажан и др. для контраста).
6. Свежие фрукты, тарелка, зубочистки.
7. Повязка на глаза.
8. Разрезные картинки овощей.
9. Угощение - яблоки или пирожки с яблоками.

Физминутки для дошкольников.

Физминутки для дошкольников.
Консультация для воспитателей ДОУ.
Сначала буду маленьким,
(присесть)
К коленочкам прижмусь.
(обнять колени руками)
Потом я вырасту большим,
(встать)
До неба дотянусь.
(поднять руки вверх, встать на носочки)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Мы поставили пластинку и выходим на разминку.
Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два, хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся.
Руки в сторону развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Вместе с ребенком декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать
А сейчас мы провернемся
И все вместе улыбнемся.

Мы пойдем на носках,
Мы пойдем на пятках
Мы идем, как все ребятки
Раз-два, раз-два!
И как мишка косолапый

Мы сегодня рано встали
Мы сегодня рано встали (шаги на месте)
И зарядку делать стали.
Руки - вверх! Руки - вниз!
Влево-вправо повернись!
По дорожке
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)

Вот мы руки развели, вот мы руки развели,
Словно удивились, И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились)
Ниже, дети, не ленитесь, поклонитесь, улыбнитесь.
(Выдох, вдох)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
И - направо! И еще через левое плечо!

Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на стульчик тихо сесть.
«ВЕЛИКАНЫ»
Чудеса у нас на свете:
Стали маленькими дети,
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали!
(Движения – по ходу текста стихотворения)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.

"Встречаем весну" - конспект занятия для второй младшей группы

«Встречаем весну»
Задачи:
1. Расширить и систематизировать знания о весне и ее характерных признаках.
2. Развить слуховое и зрительное внимание, мыслительные операции.
3. Воспитывать эстетическое чувство к природе.
Ход занятия:
Воспитатель просит детей подойти к окну, куда проникают солнечные лучи и предлагает подставить лицо и ручки под солнышко. Спрашивает детей, что они ощущают? Какое солнышко? (ответы детей). Солнышко сильно греет, потом что наступила весна.
Воспитатель вносит в группу нарисованный на ватмане желтый круг. Ребята посмотрите здесь нарисовано солнышко (показывает солнце), но что-то у него не хватает? (ответы детей) Не хватает лучиков. Предлагает деткам дорисовывать лучи. Вот теперь солнышко теплое и стало по- настоящему весенним.
В: Ой, ребята, что это за звук? (звук капели) Ответы детей. Воспитатель показывает на экране тающие сосульки. А почему сосульки плачут, их кто- то обидел? (дети отвечают, что солнце сильно греет и они тают). Капельки собираются в небольшие ручейки, по которым можно пускать кораблики.
Дыхательное упражнение «Подуй на кораблик»
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Д/и «Что лишние?» (Найти карточки с признаками весны и убрать карточки с видами других времен года)
Воспитатель ставит песенку о весне и показывает картинки по теме.
Мы запели песенку
Солнышко лучистое
Улыбнулось весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
Припев:
Песенку такую:
«Ля-ля-ля!»
Песенку простую:
«Ля-ля-ля!»

За окном воробушки
Закружились весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
Припев:
Песенку такую:
«Ля-ля-ля!»
Песенку простую:
«Ля-ля-ля!»

Ручейки весенние
Зазвенели весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
Припев:
Песенку такую:
«Ля-ля-ля!»
Песенку простую:
«Ля-ля-ля!»

Первые подснежники
Закивали весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
Припев:
Песенку такую:
«Ля-ля-ля!»
Песенку простую:
«Ля-ля-ля!»
ВЕСНА ИДЁТ
Плакали сосульки
На холодной крыше.
Солнышко их гладит:
«Успокойтесь, тише.
Говорю вам, слёзы
Льете вы напрасно.
К нам весна вернулась,
Это же прекрасно!»
Длинные сосульки
С солнцем согласились
И в ручей весёлый
Быстро превратились.
Включается звук журчание ручья.
В: Ребята, что же это такое? (ответы детей) Давайте мы с вами превратимся в ручеек. (Дети встают друг, за другом изображая ручеек). А ручеек принес нас на полянку, что вы слышите? (пение птиц) Кто же к нам прилетает весной из теплых стран? Каких птиц вы знаете? (ответы детей) Дети находят на экране знакомых птиц и называют их.
Физкультминутка «Птицы»
Как то раннею весной
на опушке лесной
Появилась стая птиц
Не грачей и не синиц
То веселые скворцы
Цвета черного они
Разлетелись по опушке
Скачут быстро скок да скок
Там червяк, а там жучок
Скворушки скорей летите
Свои домики займите.
В: Мы немножко отдохнули, а теперь пойдемте к столу и соберем картинку и узнаем, что на ней нарисовано.
Д/и «Собери картинку»
В: Что же у нас получилось? Какое время года? (ответы детей)
Ребята наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, про что мы говорили? Что вы узнали?

Консультация для родителей

«Зачем ребёнку музыка?»

У вашего малыша склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить, а позже определить его в музыкальную школу. А если так случится, что из вашего ребенка не выйдет профессионального музыканта, и он выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги (обучение музыке требует и того, и другого, и третьего) потрачены зря? Да и вообще, нужна ли ребенку музыка, если он не станет музыкантом?
Мы уверены, что нужна. Хотя бы потому, что музыкальное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задавали вопрос: для чего вашему ребенку музыка? Отвечали по-разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел на каком-нибудь инструменте играть; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал: чтобы не рос злым. Этот ответ кажется нам особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребенка.
У малыша еще мало знаний, мало опыта, но его эмоциональный мир сложен и ярок. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Занятия музыкой способны сохранить в нем эту свежесть и обостренность чувств.
О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние. Даром богов провозглашали музыку пифагорейцы. Платон, разделявший эстетические взгляды Пифагора, писал: "...Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой".
Музыка была символом порядка и цивилизации в представлении древних китайцев. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Конфуций, например, играл на цине (древнекитайский инструмент) в минуты опасности.
Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно снова и снова повторять отдельные аккорды, фразы, пассажи. Причем, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Вспоминается притча. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один; скрипач-оркестрант, считавшийся музыкантом посредственным, несколько лет ездил за Паганини и просил великого итальянца взять его в ученики. В конце концов маэстро согласился.
Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспеченного виртуоза спрашивали, как же Паганини сделал его мастером, тот был краток: "Паганини научил меня концентрации внимания".
Если ребенок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом, а занимается совсем другим делом, время, проведенное за инструментом, не прошло зря.

Он научился тому, что в жизни наверняка пригодится - много и сосредоточенно трудиться.
Занятия музыкой развивают интеллектуально. Как же все-таки объяснить, что звуки, не наполненные, казалось бы, смысловым содержанием, становятся важным средством воспитания?
Эмоциональная культура стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают говорить дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.
Как показали исследования венгерских и немецких ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Учителя младших классов говорят, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения; у детей обостряется восприятие, они лучше соображают.
Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что "…слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности".
Духовному развитию детей способствует и пение в хоре. Здесь они ощущают свою ответственность за то, как звучит песня, испытывают радость творчества. "Воспитывая хориста, - писал известный хормейстер Георгий Струве, - вы, прежде всего, воспитываете человека, влюбленного в музыку, честного в своих мыслях и поступках". Между поющими в одном хоре (как детьми, так и взрослыми) обычно складываются дружеские отношения. Эмоциональный настрой одного передается другому. Занятия музыкой сближают детей и родителей. Мы имеем в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно, совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки; игра в ансамбле на разных инструментах; родители, умеющие играть, могут аккомпанировать маленькому скрипачу или певцу.
Далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в домашнем концерте вместе с папой, мамой, бабушкой. У семейного музицирования давние традиции. Зародившись в аристократических салонах Западной Европы в XVI - XVII веках, оно со временем проникает во всё более широкие круги народа. Центром такого музицирования стала Вена. Здесь особенно увлекались камерной музыкой и потому старались учить детей на разных музыкальных инструментах. Если один ребенок играл на скрипке, то другого учили игре на альте или виолончели. В начале 20-х годов наши выдающиеся музыканты-педагоги Борис Асафьев и Болеслав Яворский стремились сделать творческое музицирование одним из главных методов музыкального воспитания. По их предложению стали входить в практику детские оркестры с безвысотными ударными инструментами (барабанчики, бубны, кастаньеты, треугольники), а также специально настроенные стеклянные сосуды, когда звук извлекается ударом по ним специальной палочки.





Играя в таких оркестрах, дети (особенно, те, которые по каким-то причинам не могли петь) получали возможность активно заниматься музыкой. К сожалению, оркестры эти просуществовали недолго.
Важный стимул для детей, занимающихся музыкой, - участие в концертах, в том числе домашних. Устраивая такой концерт, надо постараться создать праздничную атмосферу: навести порядок в комнате, красиво одеться, поставить в ряд стулья и т. п. Пока звучит музыка, исключены разговоры, не стоит ходить по комнате, заниматься каким-либо другим делом. Всё как на настоящем концерте.
Даже если ребенок играет, по вашему мнению, не очень хорошо, с ошибками, непременно надо наградить его исполнение аплодисментами и ободряющими словами. А замечания - потом.
И еще одно существенное обстоятельство. Ребенок, выступая в концертах, начинает понимать, что, играя, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы сами становимся добрее.
Занятия музыкой делают человека сильней. Музыка развивает решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: "Музыка должна высекать огонь из мужественной души".
В истории немало ярких примеров воздействия музыки, особенно песенной на человека и даже на массы людей. Во времена Великой французской революции один из генералов Робеспьера обратился с просьбой к парламенту: "Пришлите в подкрепление тысячу солдат либо тысячу экземпляров "Марсельезы"
Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Гибель "Титаника"… Спасения нет, и судовой оркестр играет Бетховена. Сила музыки побеждает ужас смерти, помогает человеку до последнего мгновения оставаться человеком.