Блог клуба - Учителя предметной области "Искусство"

Объявление

Уважаемые коллеги! У кого есть интересные материалы из опыта работы для размещения в методическом разделе сайте ЦНППМ "Педагог 13.ру" "Электронная школа", пишите мне в viber или whatsapp. С материалами данного раздела Вы можете предварительно ознакомиться по ссылке: http://elshkola.edurm.ru/
Здесь очень много полезной информации для Вас!

Объявление

Уважаемые коллеги! У кого есть интересные материалы из опыта работы для размещения в методическом разделе сайте ЦНППМ "Педагог 13.ру" "Электронная школа", пишите мне в viber или whatsapp. С материалами данного раздела Вы можете предварительно ознакомиться по ссылке: http://elshkola.edurm.ru/
Здесь очень много полезной информации для Вас!

Проектная сессия "ПРОграмматика для учителя будущего"

Уважаемые коллеги! С 12 мая 2020 г. стартовала проектная сессия "ПРОграмматика для учителя будущего". Цель проекта - повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам внедрения в образовательный процесс интерактивных и цифровых технологий, реализации метапредметного подхода, формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся в рамках предметов "Искусство", «Обществознание», «География», «Технология», «Физическая культура», «Астрономия», «ОБЖ», «Начальные классы». Приглашаем Вас на вебинары проектной сессии, с их расписанием Вы можете познакомиться по ссылке: http://pedagog13.edurm.ru/calendar По ней же Вы можете зайти на вебинар по интересующей Вас теме, кликнув на тему вебинара, выбрав опцию "смотреть". Все интересующие вопросы по теме можно задать в чате!

Конспект урока на тему: «Страна восходящего солнца. Пейзажи Японии»

Цель урока: показать красоту японского пейзажа в своих работах.
Задачи:
обучающая - расширить знания и представления учащихся о японской художественной культуре; формировать умение выражать свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа, архитектуры;
развивающая - развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к прекрасному
воспитательная - обратить внимание учащихся на красоту, окружающую их в жизни, научить замечать, чувствовать и воспринимать красоту далекой страны;
- воспитать толерантность, уважение к традициям народов мира.
Форма урока: беседа, практическая работа.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Используемое оборудование:
Для учителя - проектор, презентация к уроку, бумага, детские работы, музыкальное сопровождение.
Для учеников – альбом, карандаши, ластик.

Ход урока

I. Организационный этап.
Всем добрый день, (КОННИТИВА) - Именно так желают доброго дня в стране восходящего солнца.
Может быть, кто-нибудь знает, что эта за страна? (Страна Япония).
Правильно – это Япония. Удивительная, загадочная и необыкновенная. Сколько необычного можно встретить здесь! Это и природа, и люди, и одежда.
А как вы думаете почему ее называют страной восходящего солнца?
II. Сообщение темы урока.
Первыми называть Японию Страной Восходящего Солнца стали китайцы, для которых по утрам солнце всходило именно с той стороны, где располагались японские острова. Жителям островов очень понравилась эта метафора, и они стали называть свою страну как «родина солнца». Япония — самая восточная страна на карте мира, и японцы встречают восход раньше всех на планете.
В 1868 году красный солнечный диск появился и на японском флаге. Само знамя имеет официальное название — «Ниссёки», что означает «солнечный флаг». Богиня солнца — Аматэрасу.
И сегодня мне хотелось бы пригласить вас в путешествие по этой прекрасной стране.
(Видеоролик 1)
Но перед тем, как мы отправимся в путешествие в Страну восходящего солнца, может кто-нибудь что-то знает и расскажет о этой стране? (высказывания детей, если они имеются)
А еще сегодня мы постараемся узнать и запомнить новые интересные сведения об этой удивительной стране, а сопровождать нас в путешествии будет легкая японская музыка.
Япония – красивая страна. Она расположена на островах Тихого океана. Горы и море составляют живописные картины природы. Вы согласны со мной? А как вы думаете чем именно мы будем сегодня заниматься на уроке? (рисовать пейзажи) Исходя из этого, давайте поставим цель нашего урока: показать красоту японского пейзажа в своих работах.
Красота природы всегда была основной темой японской живописи. И это заметно по прекрасным фото и видеороликам.
Японцы любят рисовать пейзажи, особенно любят изображать туман. Подробно рисуют детали первого плана: то, что близко, например ветку с повисшими на ней светящимися каплями. А сзади изображают размытую, серебристую тень, а также светлые, расплывчатые силуэты гор – простор большого мира.
Ещё в далёкой древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость. Сложилось искусство рассматривать и любоваться. И этому учат всех японских детей. Даже в школе есть такой особый предмет- искусство любования. Там учат:
всматриваться в привычное – и видеть неожиданное;
всматриваться в некрасивое – и видеть красивое!
Здесь много живописных рек, стремительных водопадов, огнедышащих гор – вулканов. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Говорят что в Японии все горы священные. Особенно священна гора Фудзи – самая высокая, почти 4000 метров. Обычно восходители поднимаются на нее ночью, чтобы встретить там восход солнца. Гора Фудзи – действующий вулкан! Около 300 лет здесь не было извержений, но зато последнее извержение было таким сильным, что даже далекий от горы город, столица Японии - Токио был, как снегом, засыпан слоем пепла.
(Японский художник XIX века Кацусика Хокусай посвятил Фудзияме серию картин «36 видов Фудзисан», в которых нарисовал прекрасную Фудзияму в разное время года и дня, в бурю и в ясную погоду).
По японским понятиям пора пробуждения жизни и природы начинается со вспышки цветения сакуры. Она стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. День сакуры стал национальным праздником в стране. (/вопрос классу: а у нас? С цветения вербы/) который называется Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Я надеюсь, что в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами, который мы разместим на этом стенде.
Японские здания – это тоже чудо. Храм пагода похож на изящную лёгкую башню. Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность – поднятые вверх концы, как будто они улыбаются. На концы кровли иногда вешают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят.
Внутри домика все просто: нет стен, а есть только ширмы, на которые прежде наклеивалась рисовая бумага. Рамы - стены передвигаются в любом направлении. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Отодвинув стенку – ширму, легко впустить в дом ветки сада и оказаться на террасе. Когда внутри горит свет, такой домик похож на легкий, воздушный фонарик.
Главная хозяйка дома, конечно, женщина, она же и главное его украшение. Одежда японок - кимано.
А вы знаете как она выглядит? (высказывание детей)
Это платье-халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимано – в его росписи. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам.
Из-за природных условий жители острова привыкли быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и малом.
III. Практическая работа.
Вот такой небольшой рассказ вы услышали о Японии. А сейчас давайте с вами вспомним что же такое пейзаж и какие виды пейзажей бывают, ну и конечно же попробуем изобразить то, что больше всего вам запомнилось и понравилось.
Виды пейзажа
ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года.
МОРСКОЙ – марины, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в Нидерландах в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно. Волны и морской прибой, морская стихия на картинах.
СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. ГОРОДСКОЙ–пейзаж города, виды улиц и кварталов населенных жителями и транспортом.
АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов. Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника.
ПАРКОВЫЙ (усадебный) - пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа.
Какие особенности этой страны вы запомнили? (Горные хребты с заснеженными вершинами, зелёные садики, цветущие вишни, дама с улыбающимися крышами.) Объединив всё вышесказанное можно воссоздать японский пейзаж с постройками, с садами и цветущими вишнями.
Ребята, и перед тем как начать работать, давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на столе должны лежать: альбомный лист, карандаши, ластик.
Вы должны будете нарисовать пейзаж Японии (вывешиваю педагогический рисунок)
Прежде чем, начать рисовать сады, давайте повторим этапы рисования пейзажа:
Этапы рисования пейзажа.
-С чего начинаем сначала? (с компоновки)
-Продумываем композицию нашей работы
(Композиция бываем диагональная, вертикальная и горизонтальная)
-Находим композиционный центр, он не всегда расположен по середине.
-Что делаем дальше? (обозначаем предметы геометрическими фигурами)
-Что после этого? (прорисовываем каждую часть)
-И что же делаем в заключение? (раскрашиваем)
-Альбом располагаем горизонтально.
Самостоятельная работа учащихся.
- Возьмите альбомный лист, расположите его горизонтально.
- Приступайте к рисованию пейзажа Японии, для того, чтобы вам было проще, используйте этапы рисования пейзажа, о которых мы с вами говорили.
Физкультминутка
Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, я нашла много интересных фактов о Японии.
Интересные факты о Японии.
1. В состав Японии входит почти семь тысяч островов, но четыре наиболее крупных из них занимают 97% от общей площади.
2. Учебный год в Японии начинается 1 апреля.
3. Две трети территории Японии покрыто лесом. Леса здесь, кстати, вообще не вырубаются.
4. На территории Японии находится около 200 вулканов.
5. Ежегодно Япония переживает около тысячи четырёхсот землетрясений. Большинство из них, к счастью, очень слабы.
6. Во всех городах Японии, расположенных на севере, где зимой выпадает снег, есть подогрев тротуаров и улиц. В этой стране нет центрального отопления. Каждый обогревает свое жилище как может.
7. В метро Токио столько людей, что специальные люди утрамбовывают пассажиров в вагоны.
8. В Японии выращивают квадратные арбузы — их проще транспортировать, чем круглые.
9. Приходить на работу вовремя в Японии считается дурным тоном. На месте надо быть хотя бы на полчаса раньше.
10. На улицах Японии можно увидеть вазы с зонтами, которые предназначены для тех, кто забыл зонт дома.
11. Вместо подписи в данной стране ставят именную печать – ханко. Данная печать есть у каждого японца.
12. В Японии проживает больше 50 тысяч людей, возраст которых превыше 100 лет.
13. В Японии есть ресторан, где в качестве официантов работают обезьяны.
14. Японцы – сумасшедшие трудоголики. Могут запросто работать 15-18 часов в день без перерыва на обед.
15. Японцы любят спать на работе, и за это они не наказываются.
IV. Рефлексия.
- Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования вашими работами.
- Дети, поделитесь своими результатами.
V. Обобщение пройденного материала.
-Ребята о какой стране мы сегодня говорили?
- Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?
-Какое дерево является символом Японии?
-Что такое пейзаж это мы с вами знаем, но давайте еще раз вспомним виды пейзажа.
- С помощью чего можно добиться туманности и размытости в картине?
- Что же нового вы узнали сегодня на уроке?
-Ребята, а теперь уберите свои рабочие места.
Конспект урока на тему: «Страна восходящего солнца. Пейзажи Японии»

Особенности структуры урока изобразительного искусства

Особенности структуры урока изобразительного искусства

В традиционной системе обучения урок был и остается основной формой обучения. Урок - это система организационной и учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью ученика, направленная на достижение целей общего образования. Дидакты и методисты уделяют большое внимание научному обоснованию структуры урока, однако в настоящее время отсутствует единый подход к решению этого вопроса. Поэтому существуют разные подходы к построению урока.
Для выявления структурных элементов урока изобразительного искусства проанализируем высказывание Н. Н. Ростовцева в котором говорится, что: структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятельная работа учащихся, закрепление пройденного и подведение итогов. Все эти элементы урока имеют место во всех классах, но в различные годы обучения, да и в течение одного и того же года, количество времени, отведенное на тот или другой элемент урока, может меняться.
Приведем другое мнение Б. М. Неменского по этому же вопросу, где урок сравнивается с театральным действием в котором всегда есть завязка, кульминация, эпилог. Два педагога - два разных театра, хотя тема пьесы - урока, тема четверти и года едины для всех.
Перед нами два подхода к структуре урока искусства: один - за единообразную логику в определенной строгой последовательности ее элементов (этапов урока); другой - за свободный творческий процесс, близкий самой природе искусства. Каждый педагог - режиссер, а класс его труппа. Для введения в состояние сопереживания учащиеся, актеры этого маленького театра, должны войти в роль. А учитель - режиссер - тонко, незаметно ввести их в нее, тактично вовлечь в сопереживание. Только логически, без такого эмоционального введения в сопереживание восприятия не произойдет.
Соотнесем эти два подхода с современными общедидактическими требованиями к логике (структуре) развивающего урока, разработанной отечественными дидактами М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, М. А. Даниловым и психологами В. В. Давыдовым, П. Я. Гальпериным, чтобы на этой основе конкретизировать особенности структуры урока искусства как формы организации художественно-творческой и эмоционально-эстетической деятельности учащихся.
Понимание этапов процесса обучения и структурных элементов урока, используемых для их реализации, зависит от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т.д. В каждом типе обучения по-разному соотносятся деятельность преподавания, осуществляемая учителем, и деятельность учения, принадлежащая учащемуся.
Исходя из такого понимания, обобщенная дидактическая структура развивающего урока представляется следующим образом:
а) постановка цели перед учащимися и тем самым организация готовности к деятельности или непосредственному включению в деятельность;
б) организация восприятия, осознания учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации, то есть усвоение исходных данных;
в) организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе изученной информации путем ее воспроизведения и упражнения в ее применении;
г) организация и осуществление усвоения опыта творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач, в ходе которого творчески применяются приобретенные знания и умения и, вместе с тем, самостоятельно добываются новые;
д) целенаправленное воспитание и самовоспитание качеств личности в ходе изучения всего учебного материала и реализация на его основе всех этапов обучения путем эмоционального воздействия на учащихся, обеспечения их эмоций, интереса, увлечения, радости самоутверждения и самовыражения;
е) обобщение усвоенного и введение его в систему ранее изученного;
ж) контроль за результатами деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Последовательность элементов структуры в первую очередь зависит от цели урока (блока уроков), содержания учебного материала, от выбранных методов взаимодействия учителя и учащихся по его передаче и усвоению. Поэтому структура урока может быть динамичной и подвижной.
Например, урок может начинаться не с постановки цели, а с решения поисковой задачи, в результате которой и будет сформулирована основная цель. Тогда формула структуры урока будет следующей: д+г+а+б. Если урок начинается с обобщения ранее усвоенного и введения его в систему ранее усвоенного, на основе чего организуется усвоение способов практической деятельности путем упражнений, то урок будет выстроен по формуле д+е+в.
Количество элементов структуры урока, включенных в процесс обучения, имеет вариативный характер. Однако воспитательная функция (элемент д) пронизывает все элементы структуры урока, но степень воздействия зависит от целей и задач урока.
Анализ возможности применения данной дидактической структуры процесса обучения при реализации основных концепций художественного образования выявляет ее универсальность, то есть возможность гибкого применения на любых учебных предметах. Однако при традиционном обучении изобразительному искусству она теряет важные элементы (г и д), поскольку такое обучение строится репродуктивным путем или на основе простого восприятия, запоминания и применения усвоенного материала в практической работе по заданному учителем образцу. Как видим, в структуре традиционного урока главным образом предусмотрена деятельность учителя, в то время как в каждом элементе развивающего урока предполагается активное взаимодействие деятельности учителя и учащихся.
Применение предложенной структуры на уроке, отражающей концепцию «Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры», вполне приемлемо при некоторой реконструкции с учетом специфики художественно-эстетической деятельности (в отличие от интеллектуально-логической): элемент структуры д, сопровождающий все остальные элементы, должен быть поставлен не рядом с другими, а над ними, подчинять себе все остальные. Тогда духовные, нравственные качества личности (эмоционально-ценностные отношения) будут формироваться не на основе знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, а наоборот, знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности будут формироваться на основе эмоционально-ценностных отношений, что как раз и отражает специфику искусства в отличие от науки.

Заповеди педагога

Заповеди педагога искусства
1. "Люби искусство в себе, а не себя в искусстве".
2. Помни: "зорко лишь одно сердце!" Проживай, сочувствуй, сопереживай вместе с автором произведения и детьми.
3. Никогда не унижай детей! Они талантливы и равны с тобой в правах, они заслуживают уважения.
4. Доверяй детям: они знают и умеют больше, чем ты думаешь.
5. Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души - основа занятий искусством.
6. Вырабатывай у детей речевую грамотность. Давая новое название или термин, записывай его на доске или пользуйся карточкой.
7. Центр урока - искусство! Две трети урока отведи на его "звучание".
8. Урок искусства - художественно-педагогическое действо. Он строится по законам искусства, по законам художественной драматургии и не терпит статичности.
9. Чувствуй интонацию урока. Помни, что художественно-педагогическая импровизация - показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства.
10. Будь профессионален во всем! Не забывай: ты - педагог искусства, твой рабочий инструмент-слух, зрение. Не допускай фальши ни в чем.
11. Будь грамотен в выражениях, следи за своей речью, не допускай погрешности в терминологии.
12. Уважай в себе профессионала, не работай с некачественными техникой, музыкальным инструментом, прикладным материалом.
13. Помни: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила личности изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может воспитывать другую личность, в которой ярко выражены индивидуальный стиль, своеобразие, неповторимость" (К.Д. Ушинский). Учителя - "родители духовного развития учащихся" (Я.А. Коменский).