Блог клуба - Учителя предметной области "Искусство"

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Узелковая техника батика одна из древнейших способов окраски ткани. Узоры часто представляют собой спирали, “ракушки”, ромбы. Вещи, созданные в этой технике, отличаются яркостью, самобытностью и неповторимостью.
Существует метод окраски ткани после складывания материала определенным образом. Различные варианты сложения создают неповторимые рисунки. Это техника узелкового батика. При работе в ней могут использоваться камни, пуговицы, пробки — все что угодно. Узелковая техника отлично подходит тем, кто любит интересные абстрактные узоры или сомневается в своих способностях рисовать, а создать оригинальную вещь своими руками ой как хочется! Именно в ней можно, последовательно сделав ряд несложных действий, развернуть ткань и ахнуть от изумления, восхищаясь полученным результатом.
Из несомненных плюсов узелковой техники могу отметить простоту в исполнении. То есть никаких художественных навыков здесь не требуется, рисовать мы не будем, строить композицию, делать эскизы и переводить их на ткань не нужно. Получается всегда интересный, непредсказуемый результат, вызывающий бурю восторга. Ещё плюс — доступность. Нам понадобятся только хорошая ткань, краски, внимание и терпение.
Суть действий проста. Ткань завязывают в узлы в произвольном порядке или по определенной схеме — выбор за мастером. Хаотически обматывают нитками, иногда заворачивают в материал камешки разной величины.
После перекрученную ткань окрашивают. В места, туго перетянутые нитками или завязанные узлами, не попадает краска — таким образом и получается оригинальный рисунок.

Красить ткань таким образом начали в далекой древности. Даже самая простая ткань после такой обработки становится оригинальной и неповторимой. Можно разделить процесс на несколько этапов, перевязывая по-новому уже окрашенную ткань.
После 2-3-х разового повторения действий получается более интересный рисунок. Так можно красить, переходя от светлого к темному, добиваясь цветовых растяжек.
Для узелкового батика подходят различные ткани, но лучший эффект получается на натуральном материале. Важно брать сочетаемые ткани и краски.
В Индии этот вид окрашивания ткани называется “бандан”. Мастера завязывают узелки в определенном порядке, создавая сложные узоры. После окрашивания ткань не проглаживают, сохраняя гофрированный эффект. Таким образом в Индии оформляют праздничную одежду.
В Японию эта техника попала из Китая и получила название “шибори”. В наше время одежда и аксессуары, окрашенные в технике шибори, пользуются большой популярностью.
Итак, подробнее про технику выполнения. Для работы нам понадобятся: материал, краски, кисти, нитки, поверхность, которую не жалко испортить, емкости для просушивания ткани, ну, и средства для оперативного устранения всяких неожиданных казусов (бумажные полотенца или салфетки вполне подойдут).
Сначала нужно постирать и высушить ткань. Затем подготовим наше рабочее место — накроем стол полиэтиленом или любым другим материалом, который защитит поверхность от краски.
Начинаем работу. Ткань можно складывать в любом направлении, завязывать в узелки в определенном порядке или хаотично, можно обмотать нитками или перевязать резинками.
После того, как материал связан, погружаем его в воду, вынимаем и отжимаем. Начинается следующий этап — окрашивание. Тут есть свои нюансы. Если у Вас краска парозакрепляемая, то после окончания работы материал нужно будет запаривать. Если термозакрепляемая, то проглаживания утюгом будет достаточно для фиксации красок.
У термозакрепляемых есть одна особенность. Если ими злоупотреблять и наносить в 3 и более слоев, то есть шанс получить в итоге неприятные уплотнения.
Окрасить подготовленную ткань можно в разные цвета, но не забываем, что они должны сочетаться друг с другом. Берем кисточку и наносим на влажную ткань краски.
Работа всегда ведется от светлого к темному.
Закончив действие, оставляем ткань до полного высыхания. Затем освобождаем от ниток, резинок и узелков, разворачиваем и проглаживаем утюгом, выбрав подходящий температурный режим.
Существуют определенные схемы складывания для получения определенных узоров. Эта техника идеально подходит для создания оригинальных вещей, аксессуаров. Можно расписать платки и палантины, банданы, салфетки и дарить их друзьям и близким.


Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Узелковая техника батика одна из древнейших способов окраски ткани. Узоры часто представляют собой спирали, “ракушки”, ромбы. Вещи, созданные в этой технике, отличаются яркостью, самобытностью и неповторимостью.
Существует метод окраски ткани после складывания материала определенным образом. Различные варианты сложения создают неповторимые рисунки. Это техника узелкового батика. При работе в ней могут использоваться камни, пуговицы, пробки — все что угодно. Узелковая техника отлично подходит тем, кто любит интересные абстрактные узоры или сомневается в своих способностях рисовать, а создать оригинальную вещь своими руками ой как хочется! Именно в ней можно, последовательно сделав ряд несложных действий, развернуть ткань и ахнуть от изумления, восхищаясь полученным результатом.
Из несомненных плюсов узелковой техники могу отметить простоту в исполнении. То есть никаких художественных навыков здесь не требуется, рисовать мы не будем, строить композицию, делать эскизы и переводить их на ткань не нужно. Получается всегда интересный, непредсказуемый результат, вызывающий бурю восторга. Ещё плюс — доступность. Нам понадобятся только хорошая ткань, краски, внимание и терпение.
Суть действий проста. Ткань завязывают в узлы в произвольном порядке или по определенной схеме — выбор за мастером. Хаотически обматывают нитками, иногда заворачивают в материал камешки разной величины.
После перекрученную ткань окрашивают. В места, туго перетянутые нитками или завязанные узлами, не попадает краска — таким образом и получается оригинальный рисунок.

Красить ткань таким образом начали в далекой древности. Даже самая простая ткань после такой обработки становится оригинальной и неповторимой. Можно разделить процесс на несколько этапов, перевязывая по-новому уже окрашенную ткань.
После 2-3-х разового повторения действий получается более интересный рисунок. Так можно красить, переходя от светлого к темному, добиваясь цветовых растяжек.
Для узелкового батика подходят различные ткани, но лучший эффект получается на натуральном материале. Важно брать сочетаемые ткани и краски.
В Индии этот вид окрашивания ткани называется “бандан”. Мастера завязывают узелки в определенном порядке, создавая сложные узоры. После окрашивания ткань не проглаживают, сохраняя гофрированный эффект. Таким образом в Индии оформляют праздничную одежду.
В Японию эта техника попала из Китая и получила название “шибори”. В наше время одежда и аксессуары, окрашенные в технике шибори, пользуются большой популярностью.
Итак, подробнее про технику выполнения. Для работы нам понадобятся: материал, краски, кисти, нитки, поверхность, которую не жалко испортить, емкости для просушивания ткани, ну, и средства для оперативного устранения всяких неожиданных казусов (бумажные полотенца или салфетки вполне подойдут).
Сначала нужно постирать и высушить ткань. Затем подготовим наше рабочее место — накроем стол полиэтиленом или любым другим материалом, который защитит поверхность от краски.
Начинаем работу. Ткань можно складывать в любом направлении, завязывать в узелки в определенном порядке или хаотично, можно обмотать нитками или перевязать резинками.
После того, как материал связан, погружаем его в воду, вынимаем и отжимаем. Начинается следующий этап — окрашивание. Тут есть свои нюансы. Если у Вас краска парозакрепляемая, то после окончания работы материал нужно будет запаривать. Если термозакрепляемая, то проглаживания утюгом будет достаточно для фиксации красок.
У термозакрепляемых есть одна особенность. Если ими злоупотреблять и наносить в 3 и более слоев, то есть шанс получить в итоге неприятные уплотнения.
Окрасить подготовленную ткань можно в разные цвета, но не забываем, что они должны сочетаться друг с другом. Берем кисточку и наносим на влажную ткань краски.
Работа всегда ведется от светлого к темному.
Закончив действие, оставляем ткань до полного высыхания. Затем освобождаем от ниток, резинок и узелков, разворачиваем и проглаживаем утюгом, выбрав подходящий температурный режим.
Существуют определенные схемы складывания для получения определенных узоров. Эта техника идеально подходит для создания оригинальных вещей, аксессуаров. Можно расписать платки и палантины, банданы, салфетки и дарить их друзьям и близким.


Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Узелковая техника батика одна из древнейших способов окраски ткани. Узоры часто представляют собой спирали, “ракушки”, ромбы. Вещи, созданные в этой технике, отличаются яркостью, самобытностью и неповторимостью.
Существует метод окраски ткани после складывания материала определенным образом. Различные варианты сложения создают неповторимые рисунки. Это техника узелкового батика. При работе в ней могут использоваться камни, пуговицы, пробки — все что угодно. Узелковая техника отлично подходит тем, кто любит интересные абстрактные узоры или сомневается в своих способностях рисовать, а создать оригинальную вещь своими руками ой как хочется! Именно в ней можно, последовательно сделав ряд несложных действий, развернуть ткань и ахнуть от изумления, восхищаясь полученным результатом.
Из несомненных плюсов узелковой техники могу отметить простоту в исполнении. То есть никаких художественных навыков здесь не требуется, рисовать мы не будем, строить композицию, делать эскизы и переводить их на ткань не нужно. Получается всегда интересный, непредсказуемый результат, вызывающий бурю восторга. Ещё плюс — доступность. Нам понадобятся только хорошая ткань, краски, внимание и терпение.
Суть действий проста. Ткань завязывают в узлы в произвольном порядке или по определенной схеме — выбор за мастером. Хаотически обматывают нитками, иногда заворачивают в материал камешки разной величины.
После перекрученную ткань окрашивают. В места, туго перетянутые нитками или завязанные узлами, не попадает краска — таким образом и получается оригинальный рисунок.

Красить ткань таким образом начали в далекой древности. Даже самая простая ткань после такой обработки становится оригинальной и неповторимой. Можно разделить процесс на несколько этапов, перевязывая по-новому уже окрашенную ткань.
После 2-3-х разового повторения действий получается более интересный рисунок. Так можно красить, переходя от светлого к темному, добиваясь цветовых растяжек.
Для узелкового батика подходят различные ткани, но лучший эффект получается на натуральном материале. Важно брать сочетаемые ткани и краски.
В Индии этот вид окрашивания ткани называется “бандан”. Мастера завязывают узелки в определенном порядке, создавая сложные узоры. После окрашивания ткань не проглаживают, сохраняя гофрированный эффект. Таким образом в Индии оформляют праздничную одежду.
В Японию эта техника попала из Китая и получила название “шибори”. В наше время одежда и аксессуары, окрашенные в технике шибори, пользуются большой популярностью.
Итак, подробнее про технику выполнения. Для работы нам понадобятся: материал, краски, кисти, нитки, поверхность, которую не жалко испортить, емкости для просушивания ткани, ну, и средства для оперативного устранения всяких неожиданных казусов (бумажные полотенца или салфетки вполне подойдут).
Сначала нужно постирать и высушить ткань. Затем подготовим наше рабочее место — накроем стол полиэтиленом или любым другим материалом, который защитит поверхность от краски.
Начинаем работу. Ткань можно складывать в любом направлении, завязывать в узелки в определенном порядке или хаотично, можно обмотать нитками или перевязать резинками.
После того, как материал связан, погружаем его в воду, вынимаем и отжимаем. Начинается следующий этап — окрашивание. Тут есть свои нюансы. Если у Вас краска парозакрепляемая, то после окончания работы материал нужно будет запаривать. Если термозакрепляемая, то проглаживания утюгом будет достаточно для фиксации красок.
У термозакрепляемых есть одна особенность. Если ими злоупотреблять и наносить в 3 и более слоев, то есть шанс получить в итоге неприятные уплотнения.
Окрасить подготовленную ткань можно в разные цвета, но не забываем, что они должны сочетаться друг с другом. Берем кисточку и наносим на влажную ткань краски.
Работа всегда ведется от светлого к темному.
Закончив действие, оставляем ткань до полного высыхания. Затем освобождаем от ниток, резинок и узелков, разворачиваем и проглаживаем утюгом, выбрав подходящий температурный режим.
Существуют определенные схемы складывания для получения определенных узоров. Эта техника идеально подходит для создания оригинальных вещей, аксессуаров. Можно расписать платки и палантины, банданы, салфетки и дарить их друзьям и близким.


Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

ИЗОбразие 26. Витраж

ИЗОбразие 26. Витраж
Можно использовать во время объяснения материала полностью или фрагменты видео.

Урок ИЗОпо программе Б. М. Неменского в 5 –м классе «Ты – мастер. Живопись на стекле. Витраж»

Урок ИЗОпо программе Б. М. Неменского
в 5 –м классе
«Ты – мастер. Живопись на стекле. Витраж»

Цели:
1. Образовательные:
- сформировать первичные представления о витраже, познакомить с тематикой, типами витража;
- способствовать формированию представления об истории развития витража, о роли витража в интерьере;
- способствовать выполнению эскиза витража.
2. Развивающие:
- развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного ДПИ, в частности – витража;
- развивать навыки самообразования, интереса к ДПИ;
- способствовать развитию творческой и познавательной активности;
- способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, гуашь, стекло и бумага, кисти).
3. Воспитательные:
- прививать познавательную любовь к истории, к народной культуре;
- воспитывать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
- формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать виды современного ДПИ.
Тип урока Комбинированный.
Планируемые результаты (предметные ПР) - Учащиеся должны понимать, что такое – витраж, объяснять роль витража в интерьере, различать типы и стили витражей, знать тематику витража.
- Находить отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.
- Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
Личностные (ЛР)
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
УУД Метапредметные (МПР) Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;
- учиться выполнять различные роли в паре и группе.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе;
- уметь организовать рабочее место.
Основное содержание темы, понятия, термины. Витраж как вид современного ДПИ, типы витражей, история витража, роль витража в интерьере.
Образовательные ресурсы. Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2012 г.
Презентация «Витраж».
Иллюстрации с изображениями витражей, трафареты для витража.
1-я группа (ряд): акварель, кисти, свечка, бумага.
2-я группа (ряд): нетбуки
3-я группа (ряд): картон, цветная бумага, ножницы, клей

Ход урока.

Этап урока
(учебная ситуация) Результат этапа Цель этапа Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога Действия обучающихся
1.Самоопределение к деятельности.
Орг. момент.








2. Эмоциональный настрой. Готовность к уроку.
(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.







- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки.
Настрой на урок.
3. Актуализация знаний. Осознание необходимости получения новых знаний. Определение границ знания и незнания. 1) Беседа о современном ДПИ
-Ребята, для того, чтобы перейти к новой теме урока нам необходимо вспомнить пройденный материал. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы
- Что такое – ДПИ?



- В чём состоит отличие произведений
ДПИ от изделий массового производства?







- Где в основном используется современное декоративное искусство?




– Что означает слово “ интерьер “?

– Люди какой профессии занимаются интерьерами?

- Скажите, пожалуйста, в чём отличие современного художника – прикладника от народного мастера?













- Что было бы, если бы ДПИ перестало существовать?


2) Работа по вопросам презентации в паре.
- Перед тем, как мы приступим к работе, нам необходимо вспомнить правила работы в паре. (на доску)
Приложение № 1.
Маршрутный лист.








Дайте определение монументальной живописи?

- Перечислите виды монументальной живописи.


Презентация:

1-й слайд
- Вспомните пять видов ИЗО

2-й слайд
- Как называется украшение оконного проема цветным стеклом?



(Проверка)

-Оцените правильность выполнения задания в оценочном листе. Участвуют в беседе.





- ДПИ- вид искусства связанный с украшением повседневной жизни людей.

- В отличие от массового, произведение изделия ДПИ исполняется мастерами с начала и до конца от руки. В массовом производстве изделия обычно не требуют индивидуального умения, процесс производства автоматизирован.

- Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий.

- Внутреннее убранство здания, помещения.

- Художники и дизайнеры.


- В отличие от народного мастера, работающего в традициях и сохраняющего в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то новое.

-Жизнь людей была бы серой, скучной… .

.

Вспоминают правила работы в паре(К друг к другу прислушиваемся, выбираем правильный ответ вместе, разделяем сферу деятельности, решаем кто будет отвечать. Если готовы, поднимаем руки взявшись за руки)
Работа в паре.

- Живопись больших размеров.


- Мозаика, фреска, витраж






- Живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ.
- Витраж






Самопроверка (с доски).
Самооценивание в оценочном листе.
4.Проблематизация.







Определение темы урока.


5. Мотивация учебной деятельности.





























Прогнозирование задач урока. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. Определение проблемной ситуации.
- Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Перед вами примеры того, как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайды и постарайтесь определить тему урока.
(Слайды витражей 3-5), (тему – на доску).
6-й слайд
- К какому виду искусств витраж ближе всего?
7-й слайд
-Можно ли сказать, что витраж это живопись на стекле?

Определите тему урока.

Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

1. Работа в паре
Попробуем доказать утверждение, что витраж – это живопись на стекле.
Попробуем проверить это утверждение.
Возьмите стекло и нарисуйте на нем какой-нибудь яркий рисунок красками или фломастерами. Например, цветок или листок. А теперь поверните свое стеклышко к окну и посмотрите сквозь него на свет.

Видите, какое чудо получилось? Свет прошел сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.

Такое счастливое, светлое настроение всегда приносит людям яркий, сияющий на свету витраж. Мы его и сделали. Ведь витраж это и есть – живопись на стекле.

– На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

- Какие же цели мы определим на этот урок? (цели – на доску)













- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?















- Смотрят слайды и определяют тему урока.



«Живопись на стекле. Витраж»

- Пара, которая закончила работу, взявшись за руки, поднимает руки вверх.

Работа в паре. Выполняют одно изображение на стекле.
















Самооценка.


Отделяют знание от незнания.

Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.
1. Узнаем, что такое витраж.
2. Познакомимся с историей развития витража
3. Выполним эскиз витража


- Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.
6. Решение учебной задачи.
(первичное ознакомление)





Работа в группе.

























Диалог (фронтальная работа). Новое знание: что такое витраж, какую роль играет витраж в интерьере. Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. 1. Работа в паре по маршрутному листу.
- Чтобы систематизировать и пополнить наши знания о витраже, предлагаю вам маршрутные листы, по которым вы будете работать в паре.
(на доску)
- Ребята, а как мы узнаем, что вы закончили работу?

- Ознакомьтесь, пожалуйста, с маршрутным листом, всё ли понятно?

- Приступайте к выполнению задания, на это вам отводится 4-5 минут.











- Время вышло.
- А теперь обсудите и договоритесь, кто из группы озвучит предложения, которые получились.

Оцените правильность выполнения задания в оценочном листе.

2. Презентация.

2. Диалог. Рассказ – дополнения учителя.
Что понимаем под словом «Витраж»?

Познакомимся с историей витража . Фильм

2).Слайд
vitrum – стекло (лат.)
Витраж –произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла,
рассчитанное на сквозное освещение .(«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).
С точки зрения изобразительного искусства.

Слайд 10
Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла скрепленных свинцовыми узкими полосками

Слайд 11
- Тематика витража: флора, фауна, пейзаж, сюжет, портретный сюжет, орнамент.


- Итак, вернёмся к целям нашего урока. (зачитать 1, 2 цель)
- Мы достигли этой цели?

Знакомятся с маршрутным листом.









Работают в паре: читают текст и рассматривают иллюстрации на с. 175-179 учебника, письменно продолжают предложения в маршрутном листе. Анализируют новые сведения о витраже. Рассуждают о роли витража в жизни людей в средневековье и в настоящее время.


- Определяют, кто будет представлять итоги работы в группе. Выступления.

Самооценивание.


Воспринимают презентацию.
Участвуют в диалоге.



Смотрят фильм.
















(Запись в тетрадь.)




(Запись в тетрадь.)




(Запись в тетрадь.)



Анализируют достижения своих результатов.
7. Физминутка. Мы немного отдохнём,
Встанем глубоко вздохнём.

- Предлагаю вам поиграть. Если я назову народные художественные промыслы – потопайте, если современное декоративно-прикладное искусство – похлопайте!
- Дымковская игрушка, керамика, мозаика, жостовский поднос, гжель, панно, хохлома, батик, городецкая роспись, витраж.

Отдохнули и тогда,
За работу нам пора! Отдыхают.
Участвуют в физкультминутке.
8. Самостоятельная творческая работа учащихся. Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. - Переходим к следующему этапу.
(Обсудить критерии оценивания.)
(на доску)
1. Подготовка к практической работе.
- Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия.
Но мы можем сделать эскиз витража, используя , акварель или гуашь; компьютер или нетбук;
Картон и цветную бумагу.
Я приготовила для вас трафареты контурного рисунка, если они необходимы.

- А теперь представьте, что вы художники, и я надеюсь, что у вас получится выполнить эскизы витража, которые могли бы украсить интерьер нашей школы.
1-й этап самостоятельной работы. Выполняем контурный рисунок витража без раскрашивания цветом.
.
Слайд 13
2. Практическая работа.

Обсуждают критерии оценивания творческих работ.
























Выполняют эскиз витража, используя приготовленные материалы и принадлежности.
9. Самооценка. Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. Самооценивание работ учащихся
(по критериям).
-Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием).
Оцените свою творческую работу в листе самооценки и оцените свою работу в течение всего урока, т.е. поставьте итоговую оценку. Просмотр и обсуждение выполненных работ (самооценивание с комментированием)

Самооценивание в листе достижений.
10. Итог. Рефлексия деятельности. Умение соотносить результаты собственной деятельности. Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Беседа по вопросам:
– Как вы думаете, где в школе можно было бы разместить такие витражи?
– Как изменилось бы помещение?
- Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, зачем нужен витраж?
- Для чего служат изделия современного декоративного искусства?
(Для оформления интерьеров здания.)
- Кто может похвалить себя? За что?
- Кто недоволен собой? Что не получилось? Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
8. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор).
Использование нового знания в выполнении творческого задания. Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов Определяет дифференцированное домашнее задание.
1. Подумать над цветовым решением витража. Принести необходимый материал для завершения работы.


- Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Всем спасибо за урок. Запись д/з в дневник.





















Приложение № 1.
Маршрутный лист.

Посоветуйтесь и дайте правильный ответ (Работа с презентацией).

- Дайте определение монументальной живописи?________________________________________________________________

- Перечислите виды монументальной живописи.________________________________________________________________

- Вспомните пять видов ИЗО ____________________________________________________________________________________

- Как называется украшение оконного проема цветным стеклом?_______________________________________________________



















Приложение № 2.


Маршрутный лист.

1) - Прочитайте текст на с. 175 учебника.
2) - Рассмотрите иллюстрации с изображением витражей на стр. 175-179 в учебнике.

3) - Продолжите предложения:
1. Витраж выглядит как ________________________________________________________.
2. Куски стёкол крепятся в __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3. Именно в витраже удивительным образом соединились __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Цветные окна были украшением средневековых _____________________________________________________________________________.
5. В настоящее время витраж обрёл новую жизнь: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4) –Проверьте правильность выполнения задания.















Приложение № 3.

Лист самооценки.

Фамилия и имя ______________________________________________________

№ Этапы урока 1.У меня всё
Получилось ( 5 б). 2. Были небольшие трудности
(4 б). 3. Хотел просить помощь (3 б).
1. Работа с заданием по презентации (в паре).

2 Живопись на стекле. Эксперемент.
3 Смысловое чтение.
Продолжи предложение
(работа в группе).
4 Творческая работа.
Разработка эскиза и разбивка его на несколько фрагментов.

Общая (итоговая) оценка.


«5» - от 20 б. до 17 б.
«4» - от 16 б. до 13 б.
«3» - от 12 б.






Описание материала:

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе. Урок составлен в соответствии ФГОС и программе Б.М. Неменского.

Планируемые результаты (предметные ПР):

Учащиеся должны понимать, что такое витраж, объяснять роль витража в интерьере, различать типы , знать тематику витража.

Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.



Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки.
Настрой на урок.

Открытый урок ИЗО в 6-м классе (с использованием интерактивных технологий) "Линейная перспектива. Интерьер"

Открытый урок ИЗО в 6-м классе (с использованием интерактивных технологий)
"Линейная перспектива. Интерьер"
Аржадеева Тамара Николаевна, учитель ИЗО и черчения
МОУ «СОШ №9» г. Саранск.

________________________________________
Цели урока:
• Расширить знания учащихся о линейной перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве при помощи линий;
• Закрепить понятие «точка схода», «перспективная линия горизонта», «линии схода»;
• Применить для решения реальной задачи знания работы в компьютерной программе Paint ( позволяющей создавать, просматривать и редактировать рисунки);
• Содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся;
• Развитие познавательного интереса, творческих конструктивных способностей учащихся;
• Получение и закрепление знаний основного программного материала;
• Развитие интереса к самостоятельной конструктивной деятельности.
Задачи урока:
Воспитательная:
• развитие познавательного интереса;
• осознание учеником своей значимости в образовательном процессе;
• развитие интереса к активной творческой деятельности;
Обучающая:
• развитие интереса к решению практических задач,
• учить изображать предметы и строить интерьеры, опираясь на знание правил линейной перспективы;
• формирование навыков самостоятельной работы;
• закрепление навыков работы в графическом редакторе;
Развивающая:
• развитие логического мышления, памяти, внимательности, точности при выполнении работы;
• развитие умения работать на компьютере.
Оборудование урока:
для учителя: ПК, проектор, экран (или интерактивная доска), образцы рисунков геометрических тел, (интерьеры выполненные учащимися 4, 5, 6 классов).
для учащихся: ПК, на компьютерах должен быть установлен графический редактор Paint. Сигнальная карточка ( с одной стороны красный с другой стороны зеленый цвет).
Тип урока: комбинированный (с использованием компьютеров для самостоятельной работы учащихся) .
Объем знаний, необходимых для урока:
• уметь рисовать с помощью графического редактора и вносить изменения в готовые изображения.
• уметь выбрать инструмент в графическом редакторе, знать, какой инструмент выбран.
• знать назначение панели настройки инструментов.
• уметь выбрать цвет, используя палитру.
• уметь использовать команду "Отменить".
• уметь открывать рисунки, сохраненные на жестком диске.
План проведения урока:
Содержание этапов урока Виды и формы работы
1. Подготовительный этап. Приветствие.
2. Повторение. Фронтальный опрос. Выполнение теста на компьютере.
3. Мотивационный этап. Постановка цели урока.
4. Объяснение нового материала. Беседа с демонстрацией при помощи интерактивной доски.
5. Выполнение творческой работы Самостоятельная работа детей.
6. Подведение итогов. Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок.
7. Рефлексия. Открыть на ПК смайлик.
8. Домашнее задание. Выполнить эскиз "Комната моей мечты"
1. Организационный момент.
3. Мотивационное начало урока.
Постановка цели урока.
Учитель: Здравствуйте! Кто дежурный? Назовите отсутствующих.
Показываю рисунок на классной доске. Как вы думаете, при помощи, какой компьютерной программы выполнено это изображение?

Ученик: Paint 13

Учитель: А, что здесь изображено?

Ученик: здесь изображен куб.

Учитель: Легко ли изобразить куб средствами программы Paint?

Ученики: Легко.

Учитель: Скажите, какие инструменты компьютерной программы необходимо использовать, чтобы выполнить этот рисунок?

Ученики: Квадрат, линия, карандаш, заливка.

Учитель: Теперь взгляните на рисунок 2. Как вы думаете, а что изображено здесь?

Ученики: Интерьер

Учитель: Что мы называем интерьером?
Ученик: Интерьер – это внутреннее убранство помещения, внутренний мир дома.
Учитель: Легко ли выполнить интерьер средствами Paint?

Ученики: Нет, это изображение сложнее.

Учитель: Верно, это изображение сложнее, содержит больше деталей. Но на самом деле выполнить такую работу не составит большого труда. Потому что выполняется она по тем же принципам и правилам. Как вы думаете, какие правила необходимо применить для построения данного интерьера?

Ученик: правила перспективы.
Учитель: Правильно. А что мы называем перспективой?
Ученик: Перспектива – это учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, каким мы его видим.
Учитель: Молодец. Без знания законов перспективы нельзя нарисовать даже самый простой предмет, например коробку. Назовите основной закон линейной перспективы.

Ученик: Основной закон линейной перспективы: предметы одного размера на картине будут выглядеть разными, в зависимости от удаления — чем дальше от зрителя, тем меньше, и наоборот.
Учитель: Как на этом рисунке? Открываю презентацию. 1-ю страницу.
Ученик: Да.
Слайд 1. Линейная перспектива.
2. Повторение. Индивидуальная работа. Учитель: Проверим, как вы знаете правила линейной перспективы? Попробуйте ответить на вопросы теста.
Ученики выполняет задание «Проверь себя?»
Вернувшись в главное окно, нажимаем кнопку «Проверь себя!»
Открывается окно теста, такого вида:
Чтобы ответить на задание теста, необходимо кликнуть мышкой на «правильную» область на картинке. Тест содержит 5 заданий, по итогам подсчета правильных ответов выдается окно с оценкой «отлично», «хорошо», «попробуй еще раз», если больше двух ошибок.

Через 3 мин. Проверяем правильность выполнения работ. Прошу детей поднять сигнальную карточку с красным цветом если задание выполнено на оценку «отлично». На экране компьютера у каждого ученика появляется отметка.
Проверяем правильность ответов на вопросы теста при помощи экрана. Отвечает один ученик, все проверяют, если необходимо- то исправляют ошибки.
6.Закрепление изученного материала.
Учитель: Тема урока «Линейная перспектива. Интерьер». На предыдущих уроках вы научились рисовать объемные геометрические тела, используя приемы линейной перспективы. Сегодня мы с вами создадим изображение интерьера при помощи компьютера. Какую цель вы бы перед собой поставили?
Ученик: Научиться строить интерьер по законам линейной перспективы.
Учитель: Я согласна с постановкой данной цели. Но мы с вами не случайно сегодня находимся в компьютерном классе. Значит, к цели урока уместно будет добавить еще что-то. Что именно?
Ученик: Научиться строить интерьер по законам линейной перспективы при помощи компьютера.
Учитель: Молодец. Цель нашего урока – закрепить знания перспективного построения рисунка в данном случае интерьера в программе Pain.
(Открываю тему урока, и рисунок на доске)
Вспомним, что мы знаем о линейной перспективе.
открываю на экране главное окно программы – окно с тремя кнопками: : «Что это?», «Как построить?», «Проверь себя!»


Кнопка «Что это?» открывает окно вида:
Это окно представляет собой схему построенного куба в перспективе с одной точкой схода. Кликая мышкой на подписи схемы можно переходить на окна с разъяснением и примерами этих понятий.
Кнопка в нижнем левом или правом углах «стрелка влево» возвращает нас на главное окно, кнопка «стрелка вправо» открывает следующее окно с объяснениями.

Учитель: Что мы называем «линией горизонта»?

Ученик: Линия, по которой, кажется, что небо соприкасается с линией Земли.

Учитель: Правильно. Для каждой композиции есть только одна линия горизонта, которая находится на уровне глаз наблюдателя. Линия горизонта – это воображаемая горизонтальная линия, которую принято в изобразительном искусстве называть - перспективным горизонтом. (Слайд 2)

А что мы называем «точкой схода»?

Ученик: Точка, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии – называют точкой схода.

Учитель: Молодец! Таких точек может быть несколько. (Слайд 3)
А кто скажет, как называются линии, проведенные от углов предмета к точке схода?

Ученик: Линии схода.

Учитель: Очень хорошо. Еще их называют линиями перспективы. (Слайд 4)
(Слайд 5) Давайте вспомним правила перспективного построения.
1.Необходимо установить линию горизонта.
2.Наметить точку схода.
3. Направить линии схода от предметов к точке схода.
А теперь рассмотрим, как выполнить творческое задание урока.
4.Объяснение нового материала:
(Беседа с демонстрацией при помощи интерактивной доски).
Учитель: Итак, давайте приступим. У каждого из вас на экране компьютера открыта программа Paint . Рассмотрим окно режима рисования. Верхнее меню: создать новый рисунок, открыть сохраненный рисунок, сохранить нарисованный рисунок, загрузить слайды с заданиями, вернуться в главное окно, стрелки «шаг назад» «шаг вперед», палитра.
Левое боковое меню: карандаш, ластик, пипетка, заливка, линия, прямоугольник, овал, многоугольник, бегунок для выбора толщины линии, далее идут кнопки выбора режима прозрачности фигур и кнопки выбора режима вспомогательных линий, которые очень удобны для построения предметов по законам перспективы, т.к. с помощью них рисуются вспомогательные линии, а потом, по окончанию рисунка они одномоментно стираются.
Для начала откройте папку "Загрузить задание…",расположенную в верхней части программы, кликнув по одноименному значку мышкой. В этой папке собраны задания для изучения данной темы. Выберете задание под №4 и кликнете по нему мышкой.



(Далее учитель работает у интерактивной доски, демонстрируя последовательность работы)
Учитель: Теперь давайте обратим внимание на нижнюю часть открытого окна программы Paint, где дано задание показывающее последовательность выполнения рисунка интерьера. Кликнув по «иконке» рисунка вы сможете рассмотреть рисунок подробнее. Итак, задания одно за другим, будут подсказывать вам правила поэтапного построения рисунка интерьера по законам линейной перспективы, что поможет практически закрепить пройденный материал и правильно выполнить работу. Выполнив первое задание, для открытия следующего кликните по надписи «вперед» и перед вами следующий шаг необходимый при выполнении работы. И так шаг за шагом, пока работа не будет закончена.

5. Выполнение творческой работы
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на компьютере в графическом редакторе PAINT. (Работы учащихся )
Учитель: Наш интерьер готов. Осталось сохранить изображение. Я напоминаю, что сохранять готовую картинку можно следующим образом. Прежде чем закрыть окно программы Paint кликните по иконке «Сохранить». Откроется папка для сохранения----- «Save works» в переводе с английского языка - «сохранить работу». Затем, внизу окна пишем имя файла (свое имя) и нажмем "сохранить".
7. Подведение итогов.
Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок. Рисунки выводятся на экран
8. Рефлексия.
А теперь найдите, пожалуйста, на рабочем столе папку "Смайлы" и откройте в режиме просмотра изображение, которое соответствует вашему впечатлению от работы на сегодняшнем уроке. Оставьте его на экране монитора.
9. Домашнее задание. Выполнить эскиз на тему "Моя комната", «Мой класс» по выбору. На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо за работу!

Источники:

Материал по выбранной теме был взят из учебного пособия "Практическая перспектива", автор М.Н. Макарова, рекомендованного Министерством Образования РФ для студентов художественных вузов, учащихся художественных училищ и общеобразовательных школ; учебника «Основы учебного академического рисунка», Ли Н.Г. ; образовательных сайтов: http://tehnika-risunka.ru/ (сайт с уроками рисования); http://paintmaster.ru/linejnaja-perspektiva.php (сайт с уроками рисования «Как научиться рисовать») и другие сетевые источники.

Создаваемое ЭСУН «Перспектива»также содержит авторский материал, основывающийся на существующих печатных, электронных пособиях (учебниках).

ЭСУН «Перспектива» представляет собой программу, написанную стандартными компонентами и средствами системы программирования BorlandDelphi 7.0. Также при создании ЭСУН использовалась программа PhotoshopCS4, Paint.

Авторы:
Разработка программы (идея, подбор материалов, дизайн и др.) – Брюханова Наталия Александровна
Техническое исполнение на BorlandDelphi 7.0. – Карпов Алексей.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К НПК. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К НПК. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.


Аржадеева Т.Н. учитель ИЗО
МОУ «СОШ №9» г.Саранск




« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем
у детей завтра».
Джон Дьюи
(американский философ и педагог)

В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Разработанные единые учебные стандарты для общеобразовательных школ рассчитаны в связи со спецификой предметов изобразительное искусство, искусство не только на краткосрочный, сиюминутный эффект, но и на отдалённый результат личностного становления и созревания. Я считаю, что формирование ключевых компетенций на базе изучения «Изобразительного искусства», «Искусство» связано с освоением реального социально-культурного пространства, данного учащимся в силу рождения в определённом культурном регионе и виртуальном пространстве мирового культурного наследия. Современные стандарты обеспечивают культурное единство нашей мультикультурной страны, с одной стороны, а с другой стороны, дают возможность по достоинству оценить местные художественные и культурные традиции. Именно с этих позиций я подхожу к формированию художественно-изобразительных и культурных компетенций учащихся. Прежде всего, это:
- приобщение к высшим ценностям, эстетическим, этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах;
- осознание ценности национальной культуры;
- приобретение личного опыта в отношении основных ценностных установок;
- критическая оценка «внушающей силе искусства» в массовой культуре, рекламе, СМИ.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства других народов, населяющих необъятные просторы нашей родины. Они раскрывают исконные истоки духовной жизни каждого народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в сеть разнообразных образовательных программ по разным предметам. Этнокультурный компонент эффективно реализуется в преподавании многих дисциплин: «Родной язык», «Родная литература», «История родного края», «Основы языка родного края», «Музыка», «МХК» и др.
Особое место в сфере образования занимает предмет изобразительное искусство. Так как любые формы художественной деятельности во внеурочной деятельности и на уроках ИЗО, обеспечивают осознанное и активное участие школьника в творческом процессе в любых сферах общественной жизни.
В Республике Мордовия традиционная система обучения существенно дополняется национально-региональным компонентом. Большинство школ и гимназий внедряют и дополняют свои школьные программы национально-региональным компонентом. Вводят учебные предметы, направленные на изучение истории, культуры и природы родного края, готовят курсы краеведческого содержания, разносторонне отражающие специфику республики.
На факультативных курсах я готовлю школьников к участию в конкурсах научно-исследовательских работ по названным выше предметам, которые позволят включать в работу оригинальный материал, выходящий за рамки учебной программы. Важно также обеспечить тесную взаимосвязь различных способов, форм учебной деятельности в ходе изучения учебных предметов по искусству. Так, художественно-творческая деятельность и проектно-исследовательская представляют собой синтез учебно-познавательного, игрового и творческого процесса. При этом данные виды деятельности ориентированы на развитие интереса у школьников к творческой работе (презентации, эссе, рефераты, рецензии, публичные выступления, выполнение рисунков, предметов, изделий собственными руками), формируя устойчивую мотивацию учащихся к самостоятельному поиску, анализу своей работы, защите исследовательского проекта.
Это позволяет активизировать личностную позицию учащихся, определить пути своего культурного развития и профессионального самоопределения.
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто мы - учителя сетуем на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. Что же касается самих учащихся, то, как известно, учение - ведущий вид их деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.
В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По моим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. По моему одной из причин послужило малое количество часов (1 час в неделю), содержание программ по изобразительному искусству, а также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это привело к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что «ИЗО – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, - а значит, можно не очень стараться и на уроке, и дома.
Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.
Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»
Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Поэтому передо мной встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным?
Формирование новой личности требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода исследовательских проектов в системах образования раз¬ных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания само¬стоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными но¬вые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образо¬вание на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые ма¬териалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном простран¬стве, развитие критического и творческого мышления.
Проектирование сегодня, предполагающее создание проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связана жизнь обучающегося, – важнейший фактор развития образования, и практика его организации многообразна. Большинством авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления.
Научно-исследовательская проектная деятельность соответствует потребностям современной школы и требованиям реализации целей и задач ФГОС, что делает ее актуальной и перспективной.
Чем же привлекателен метод проектов?
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Во-вторых, метод проектов созвучен жизненным позициям:
*ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;
*ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.
Свою работу я вижу в привлечении учащихся к научно-исследовательской деятельности связанной с национально-региональным компонентом. Исследовательская работа учащихся представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Я с 2009 года готовлю школьников к НПК (городским, республиканским, межрегиональным) и убедилась в том, что если ребенок достиг успеха один раз, работая с данным учителем, он будет работать и далее, пока не закончит школу. Такими учениками у меня были: Сарасова Мария, Шершенова Мария, Шалавина Анастасия, Котлов Дмитрий, Орехова Дарья, Амирханян Амалия. Которые неоднократно становились победителями и призерами разных уровней и по окончании школы продолжили или думают продолжить обучение и работу в данном направлении.
Работа с научным материалом даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций. Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
С чего начинается работа над научно-исследовательским проектом? В первую очередь – с желания ребенка участвовать в конкурсе проектов, затем осознанности необходимости поиска научного и творческого материала, далее понимание и принятие того, что придется много работать, жертвуя свободным временем. Если ребенок готов к перечисленному выше, мы начинаем работу.
Учащиеся разрабатывают тему исследовательской работы. Заранее обговаривается, что тема должна быть связана с национально-региональным компонентом, так как мы должны знать историю и культуру своей малой родины, воспитавшей и взрастившей нас, а еще тема должна быть обязательно им интересна. Дети должны знать, что народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. И главное сегодня для школы воспитать через искусство интерес и уважение к культуре иных, непохожих народов и радость познания их культуры и искусства. Но всё это, естественно, должно идти с опорой на свою родную культуру, через глубокое её проживание. Восхищение народным искусством – шаг к любви. Любви к Отечеству, к Родине. К стремлению беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Человек, не знающий родной язык, историю, культуру, отчужден от своей нации.
Перед началом исследования ребята посещают городские музеи, беседуют с друзьями, одноклассниками, родителями, знакомыми, учителями, выясняя их отношение к данному исследованию. Начинают работать, понимая, что их будущая работа будет интересна не только им.
Мы вместе обсуждаем план и актуальность научно-исследовательского проекта, цели и способы их достижения, задачи проекта и пошаговое их решение. Изучаем виды ресурсов (информационные, материальные, трудовые). Определяя вид ресурсов для выполнения каждой из поставленных задач.
Затем отводится время самостоятельной работе детей, которую они начинают с работы со справочной литературой (словарями, справочниками, энциклопедиями) и работе с интернет -источниками. Помогаю найти тот или иной материал, советуя обратиться к той или иной книге, сборнику, журнальному тексту.
Далее проводим литературный обзор по теме проекта, который включает в себя составление плана прочитанного (выбранного) материала. В котором важно отражение наиболее существенных мыслей и идей, сравнение и сопоставление информации с информацией, полученной из разных источников. Обсуждение заканчивается критической оценкой прочитанного (выбранного) материала. Оценкой материала связанного с региональным компонентом.
Начинаем оформление текста проекта и библиографического списка. Я предъявляю требования к оформлению текста: выбор шрифта, «красная строка», поля, разработка макета проекта, разработка структуры проекта. Рассматриваем правила оформления библиографического списка (основной и вспомогательной литературы, интернет-источников). Оформление ссылок в тексте работы. На основе чего дети учатся навыкам грамотного оформления исследовательских работ, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.
Подошло время выдвижения гипотезы, опросам и интервью с последующей обработкой полученных данных.
Приступаем к анализу проектной деятельности. Рассматриваем сильные и слабые стороны в работе над проектом. Обговариваем чему необходимо уделить особое внимание, ищем способы преодоления трудностей при работе над проектом.
Работаем над презентацией, учитывая требования к презентации проекта. Ребенок выполняет презентацию самостоятельно. Я консультирую, при необходимости помогаю проделать то или иное действие вставки в презентацию, если ребенок этого не умеет делать.
Следующий шаг - планирование выступления. Определение цели выступления и целевой аудитории. Обсуждение и подготовка текста выступления. Постановка речи докладчика, его внешнего вида. Даю советы по преодолению волнения.
Трудность в работе над проектом связанным с региональным компонентом в том, что очень трудно найти конкретный литературный материал по выбранной теме, мало интернет источников о культуре мордовского народа. Самыми интересными в этой области являются сайты: Мордовского музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи - http://erzia-museum.ru/ru; Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И. Д. Воронина - http://www.mrkm.ru/ .
Материал, который собрали мои ученики в исследовательских работах по региональному компоненту, принес им глубокие знания в области искусства, культуры, истории и религии. Выполненная ими работа вдохновила их на новые поиски. Ведь история Мордовии неразрывно связана с историей великой России. И опора на национальную культуру делает естественным приобщение детей к мордовскому фольклору, его изобразительному творчеству, литературным сказкам и мифам, учащиеся познают свою родную культуру, у них возникает интерес к изучению национальной художественной культуры. Через проекты у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе, издревле живущем рядом с другими национальностями, воспитывается любовь к родному краю и чувство патриотизма, происходит приобщение детей к искусству разных национальностей и искусству народов мира.







Литература:

1. Закон “Об образовании” (ст.7)
2. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000..
4. Рождественская С.Б. Этническое самосознание и современный быт // Дизайн - социалистическому обществу: материалы Международного симпозиума. - М., 1986. - С. 70‒72.
5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению – М.: Ось -89, 2006.
6. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: «Генезис», 2005.
7. Леонтович А. В.. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания.// Завуч. – 2001. - № 1.
8. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности.// Исследователь.ru. [Электронный ресурс]. http://www.researcher.ru/issledovaniya/psihologiya_issl_deyat/a_3jpfi2.html
9. Педагогический словарь. - URL: www.pedpro.ru.
10. Учебники изобразительного искусства под редакцией Б.М.Неменского; 4 и 5 класс «Каждый народ – художник» Л.А.Неменская и «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В.Островская. Москва «Просвещение», 2004г.

Рисунки моих учеников

Все дети рождаются талантливыми в той или другой области искусства. А если говорят, что ребенок бездарен, то это результат воспитания, точнее же, результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нем. Редко встретишь ребенка дошкольного или младшего школьного возраста, который не любил бы рисовать. Через свои работы дети самовыражаются, им не важно – правильно или не правильно, с точки зрения ли художественных канонов, создан их рисунок. Они видят себя великими художниками и гордятся своими, даже не совсем удачными работами. Дети не видят недостатков в своих рисунках, им всегда (или почти всегда) нравится и сам процесс рисования и конечный результат. В этом-то и есть счастье детского творчества. Основным принципом своей работы я ставлю – не мешать ребятам в дальнейшем самовыражаться и получать удовольствие от процесса рисования. Лично я всегда, когда прихожу, как учитель, на урок рисования, ставлю перед такие задачи:
1) учить рисовать правильно, подсказывая решения, показывая приемы работы с теми или иными материалами;
2) помогать реализовывать творческие порывы менее способных учащихся, давая им возможность реализовывать себя в рисунке.
В школе, где я работаю, 41 ученик. Мало, конечно!!! Но у меня есть талантливые и художественно одаренные ученики. Дети, которые не только хорошо работают на уроке, но и участвуют в конкурсах и занимают призовые места.
Мои ученики являются ежегодными участниками и победителями конкурсов рисунков и поделок православной тематики – «Мой храм», «Рождественская звезда», «Пасхальный благовест».
Кроме того, не смотря на то, что по учебному плану ИЗО всего 1 час в неделю, мои ученики находят время, чтобы нарисовать рисунки к традиционным праздникам, смастерить открытки ко Дню пожилого человека, ко Дню матери и т.д.
Что же такое искусство в моем понимании и понимании моих учеников? Скажу словами великого Дидро: «Искусство, это попытка создать рядом с собой еще один мир, только более человечный». Так пусть же творят этот мир! А я им только буду помогать!!

Рисунки моих учеников

Все дети рождаются талантливыми в той или другой области искусства. А если говорят, что ребенок бездарен, то это результат воспитания, точнее же, результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нем. Редко встретишь ребенка дошкольного или младшего школьного возраста, который не любил бы рисовать. Через свои работы дети самовыражаются, им не важно – правильно или не правильно, с точки зрения ли художественных канонов, создан их рисунок. Они видят себя великими художниками и гордятся своими, даже не совсем удачными работами. Дети не видят недостатков в своих рисунках, им всегда (или почти всегда) нравится и сам процесс рисования и конечный результат. В этом-то и есть счастье детского творчества. Основным принципом своей работы я ставлю – не мешать ребятам в дальнейшем самовыражаться и получать удовольствие от процесса рисования. Лично я всегда, когда прихожу, как учитель, на урок рисования, ставлю перед такие задачи:
1) учить рисовать правильно, подсказывая решения, показывая приемы работы с теми или иными материалами;
2) помогать реализовывать творческие порывы менее способных учащихся, давая им возможность реализовывать себя в рисунке.
В школе, где я работаю, 41 ученик. Мало, конечно!!! Но у меня есть талантливые и художественно одаренные ученики. Дети, которые не только хорошо работают на уроке, но и участвуют в конкурсах и занимают призовые места.
Мои ученики являются ежегодными участниками и победителями конкурсов рисунков и поделок православной тематики – «Мой храм», «Рождественская звезда», «Пасхальный благовест».
Кроме того, не смотря на то, что по учебному плану ИЗО всего 1 час в неделю, мои ученики находят время, чтобы нарисовать рисунки к традиционным праздникам, смастерить открытки ко Дню пожилого человека, ко Дню матери и т.д.
Что же такое искусство в моем понимании и понимании моих учеников? Скажу словами великого Дидро: «Искусство, это попытка создать рядом с собой еще один мир, только более человечный». Так пусть же творят этот мир! А я им только буду помогать!!