РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К НПК. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

+2
Голосов: 2

0

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К НПК. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.


Аржадеева Т.Н. учитель ИЗО
МОУ «СОШ №9» г.Саранск




« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем
у детей завтра».
Джон Дьюи
(американский философ и педагог)

В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Разработанные единые учебные стандарты для общеобразовательных школ рассчитаны в связи со спецификой предметов изобразительное искусство, искусство не только на краткосрочный, сиюминутный эффект, но и на отдалённый результат личностного становления и созревания. Я считаю, что формирование ключевых компетенций на базе изучения «Изобразительного искусства», «Искусство» связано с освоением реального социально-культурного пространства, данного учащимся в силу рождения в определённом культурном регионе и виртуальном пространстве мирового культурного наследия. Современные стандарты обеспечивают культурное единство нашей мультикультурной страны, с одной стороны, а с другой стороны, дают возможность по достоинству оценить местные художественные и культурные традиции. Именно с этих позиций я подхожу к формированию художественно-изобразительных и культурных компетенций учащихся. Прежде всего, это:
- приобщение к высшим ценностям, эстетическим, этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах;
- осознание ценности национальной культуры;
- приобретение личного опыта в отношении основных ценностных установок;
- критическая оценка «внушающей силе искусства» в массовой культуре, рекламе, СМИ.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства других народов, населяющих необъятные просторы нашей родины. Они раскрывают исконные истоки духовной жизни каждого народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в сеть разнообразных образовательных программ по разным предметам. Этнокультурный компонент эффективно реализуется в преподавании многих дисциплин: «Родной язык», «Родная литература», «История родного края», «Основы языка родного края», «Музыка», «МХК» и др.
Особое место в сфере образования занимает предмет изобразительное искусство. Так как любые формы художественной деятельности во внеурочной деятельности и на уроках ИЗО, обеспечивают осознанное и активное участие школьника в творческом процессе в любых сферах общественной жизни.
В Республике Мордовия традиционная система обучения существенно дополняется национально-региональным компонентом. Большинство школ и гимназий внедряют и дополняют свои школьные программы национально-региональным компонентом. Вводят учебные предметы, направленные на изучение истории, культуры и природы родного края, готовят курсы краеведческого содержания, разносторонне отражающие специфику республики.
На факультативных курсах я готовлю школьников к участию в конкурсах научно-исследовательских работ по названным выше предметам, которые позволят включать в работу оригинальный материал, выходящий за рамки учебной программы. Важно также обеспечить тесную взаимосвязь различных способов, форм учебной деятельности в ходе изучения учебных предметов по искусству. Так, художественно-творческая деятельность и проектно-исследовательская представляют собой синтез учебно-познавательного, игрового и творческого процесса. При этом данные виды деятельности ориентированы на развитие интереса у школьников к творческой работе (презентации, эссе, рефераты, рецензии, публичные выступления, выполнение рисунков, предметов, изделий собственными руками), формируя устойчивую мотивацию учащихся к самостоятельному поиску, анализу своей работы, защите исследовательского проекта.
Это позволяет активизировать личностную позицию учащихся, определить пути своего культурного развития и профессионального самоопределения.
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто мы - учителя сетуем на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. Что же касается самих учащихся, то, как известно, учение - ведущий вид их деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.
В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По моим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. По моему одной из причин послужило малое количество часов (1 час в неделю), содержание программ по изобразительному искусству, а также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это привело к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что «ИЗО – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, - а значит, можно не очень стараться и на уроке, и дома.
Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.
Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»
Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Поэтому передо мной встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным?
Формирование новой личности требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода исследовательских проектов в системах образования раз¬ных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания само¬стоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными но¬вые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образо¬вание на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые ма¬териалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном простран¬стве, развитие критического и творческого мышления.
Проектирование сегодня, предполагающее создание проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связана жизнь обучающегося, – важнейший фактор развития образования, и практика его организации многообразна. Большинством авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления.
Научно-исследовательская проектная деятельность соответствует потребностям современной школы и требованиям реализации целей и задач ФГОС, что делает ее актуальной и перспективной.
Чем же привлекателен метод проектов?
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Во-вторых, метод проектов созвучен жизненным позициям:
*ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;
*ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.
Свою работу я вижу в привлечении учащихся к научно-исследовательской деятельности связанной с национально-региональным компонентом. Исследовательская работа учащихся представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Я с 2009 года готовлю школьников к НПК (городским, республиканским, межрегиональным) и убедилась в том, что если ребенок достиг успеха один раз, работая с данным учителем, он будет работать и далее, пока не закончит школу. Такими учениками у меня были: Сарасова Мария, Шершенова Мария, Шалавина Анастасия, Котлов Дмитрий, Орехова Дарья, Амирханян Амалия. Которые неоднократно становились победителями и призерами разных уровней и по окончании школы продолжили или думают продолжить обучение и работу в данном направлении.
Работа с научным материалом даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций. Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
С чего начинается работа над научно-исследовательским проектом? В первую очередь – с желания ребенка участвовать в конкурсе проектов, затем осознанности необходимости поиска научного и творческого материала, далее понимание и принятие того, что придется много работать, жертвуя свободным временем. Если ребенок готов к перечисленному выше, мы начинаем работу.
Учащиеся разрабатывают тему исследовательской работы. Заранее обговаривается, что тема должна быть связана с национально-региональным компонентом, так как мы должны знать историю и культуру своей малой родины, воспитавшей и взрастившей нас, а еще тема должна быть обязательно им интересна. Дети должны знать, что народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. И главное сегодня для школы воспитать через искусство интерес и уважение к культуре иных, непохожих народов и радость познания их культуры и искусства. Но всё это, естественно, должно идти с опорой на свою родную культуру, через глубокое её проживание. Восхищение народным искусством – шаг к любви. Любви к Отечеству, к Родине. К стремлению беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Человек, не знающий родной язык, историю, культуру, отчужден от своей нации.
Перед началом исследования ребята посещают городские музеи, беседуют с друзьями, одноклассниками, родителями, знакомыми, учителями, выясняя их отношение к данному исследованию. Начинают работать, понимая, что их будущая работа будет интересна не только им.
Мы вместе обсуждаем план и актуальность научно-исследовательского проекта, цели и способы их достижения, задачи проекта и пошаговое их решение. Изучаем виды ресурсов (информационные, материальные, трудовые). Определяя вид ресурсов для выполнения каждой из поставленных задач.
Затем отводится время самостоятельной работе детей, которую они начинают с работы со справочной литературой (словарями, справочниками, энциклопедиями) и работе с интернет -источниками. Помогаю найти тот или иной материал, советуя обратиться к той или иной книге, сборнику, журнальному тексту.
Далее проводим литературный обзор по теме проекта, который включает в себя составление плана прочитанного (выбранного) материала. В котором важно отражение наиболее существенных мыслей и идей, сравнение и сопоставление информации с информацией, полученной из разных источников. Обсуждение заканчивается критической оценкой прочитанного (выбранного) материала. Оценкой материала связанного с региональным компонентом.
Начинаем оформление текста проекта и библиографического списка. Я предъявляю требования к оформлению текста: выбор шрифта, «красная строка», поля, разработка макета проекта, разработка структуры проекта. Рассматриваем правила оформления библиографического списка (основной и вспомогательной литературы, интернет-источников). Оформление ссылок в тексте работы. На основе чего дети учатся навыкам грамотного оформления исследовательских работ, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.
Подошло время выдвижения гипотезы, опросам и интервью с последующей обработкой полученных данных.
Приступаем к анализу проектной деятельности. Рассматриваем сильные и слабые стороны в работе над проектом. Обговариваем чему необходимо уделить особое внимание, ищем способы преодоления трудностей при работе над проектом.
Работаем над презентацией, учитывая требования к презентации проекта. Ребенок выполняет презентацию самостоятельно. Я консультирую, при необходимости помогаю проделать то или иное действие вставки в презентацию, если ребенок этого не умеет делать.
Следующий шаг - планирование выступления. Определение цели выступления и целевой аудитории. Обсуждение и подготовка текста выступления. Постановка речи докладчика, его внешнего вида. Даю советы по преодолению волнения.
Трудность в работе над проектом связанным с региональным компонентом в том, что очень трудно найти конкретный литературный материал по выбранной теме, мало интернет источников о культуре мордовского народа. Самыми интересными в этой области являются сайты: Мордовского музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи - http://erzia-museum.ru/ru; Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И. Д. Воронина - http://www.mrkm.ru/ .
Материал, который собрали мои ученики в исследовательских работах по региональному компоненту, принес им глубокие знания в области искусства, культуры, истории и религии. Выполненная ими работа вдохновила их на новые поиски. Ведь история Мордовии неразрывно связана с историей великой России. И опора на национальную культуру делает естественным приобщение детей к мордовскому фольклору, его изобразительному творчеству, литературным сказкам и мифам, учащиеся познают свою родную культуру, у них возникает интерес к изучению национальной художественной культуры. Через проекты у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе, издревле живущем рядом с другими национальностями, воспитывается любовь к родному краю и чувство патриотизма, происходит приобщение детей к искусству разных национальностей и искусству народов мира.







Литература:

1. Закон “Об образовании” (ст.7)
2. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000..
4. Рождественская С.Б. Этническое самосознание и современный быт // Дизайн - социалистическому обществу: материалы Международного симпозиума. - М., 1986. - С. 70‒72.
5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению – М.: Ось -89, 2006.
6. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: «Генезис», 2005.
7. Леонтович А. В.. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания.// Завуч. – 2001. - № 1.
8. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности.// Исследователь.ru. [Электронный ресурс]. http://www.researcher.ru/issledovaniya/psihologiya_issl_deyat/a_3jpfi2.html
9. Педагогический словарь. - URL: www.pedpro.ru.
10. Учебники изобразительного искусства под редакцией Б.М.Неменского; 4 и 5 класс «Каждый народ – художник» Л.А.Неменская и «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В.Островская. Москва «Просвещение», 2004г.
← Открытый урок ИЗО в 6-м классе (с использованием интерактивных технологий) "Линейная перспектива. Интерьер" Рисунки моих учеников →

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!