Блог клуба - Инклюзивное образование

Инклюзивное образование в России: реальные проблемы и мнение экспертов

Портал Meduza опубликовал статью, в которой рассказывается о реалиях инклюзивного образования в России и почему учиться в обычной школе так важно для детей с инвалидностью.
В статье «Дети с церебральным параличом могут учиться в обычных школах. Но с равным доступом к учебе пока есть большие проблемы» на конкретных примерах разбираются сложности получения образования ребенком, имеющим инвалидность. Предлагаем вам познакомиться с выдержками из статьи, а полностью весь материал вы найдете на портале Meduza.

Герои публикации – молодые люди с инвалидностью, которые с самого детства столкнулись с несовершенством системы образования во всех его проявлениях: от непонимания учителей до жестокости одноклассников. И только благодаря упорству родителей, счастливому стечению обстоятельств и собственной целеустремленности им удалось достичь успехов как в учебе, так и в социализации.

У Евгении Старченко церебральный паралич, сейчас она учится на психолога и хотела бы в дальнейшем заняться работой с детьми с инвалидностью и с родителями таких детей. Евгения считает, что люди с инвалидностью и без должны научиться получать образование вместе:

«Инклюзия – процесс двусторонний. Особые привыкают к обществу, а общество – к особым. Совместная учеба с ранних лет поможет воспринимать друг друга нормально».

Иван Бакаидов – номинант премии ООН World Summit Awards за 2018 год, программист, руководит проектом по разработке программ для людей с проблемами речи. По его мнению, специальные учебные заведения ухудшают положение многих детей с инвалидностью, они перестают добиваться большего и даже не считают нужным это делать:

«Из учеников школы почти никто не стремился после школы начать самостоятельную жизнь. Нормой считалась психологическая кастрация. Ни у кого не было желания тянуться к жизни обычных людей, так как мы о ней ничего не знали».

С конца 2000-х годов в России дети с инвалидностью могут учиться в общеобразовательных школах вместе со сверстниками по адаптированным основным общеобразовательным программам и основным общеобразовательным программам – осуществляется большая и сложная реформа перехода к инклюзивному образованию. Инклюзивное образование закреплено в федеральном и региональном законодательстве, в законе «Об образовании». Но это происходит только в теории, на практике право на равный доступ к образованию реализуется не всегда. Родители детей с инвалидностью сталкиваются с сегрегацией: детей определяют в отдельные классы «для лиц с ОВЗ», либо предлагают учиться дома, не посещая школ. Другой вариант – спецшколы, в которых обучаются только или преимущественно дети с инвалидностью.

Проект «Горячая линия по вопросам инклюзивного образования», созданный РООИ «Перспектива» при поддержке «Фонда президентских грантов», только с 9 апреля 2020 года и по настоящее время получил 235 обращений из 35 регионов. За каждым из этих обращений – реальные истории о нарушении прав детей с инвалидностью на образование, в том числе отказы общеобразовательных школ и необоснованный перевод на домашнее обучение.

Член Адвокатской палаты Москвы и консультант РООИ «Перспектива» Валентина Фролова рассказала «Медузе», что «Перспективе» даже пришлось выпустить специальную инструкцию для родителей, в которой разъясняется, что школы не имеют права диктовать им свои условия, например, только на основании диагноза ребенка с инвалидностью рекомендовать обучение на дому, поскольку выбор формы обучения с учетом состояния здоровья ребенка и его интересов по закону всегда остается за родителями:

«Очень часто дети с инвалидностью обучаются на дому, не потому что им действительно по объективным причинам нужно обучаться на дому, а просто потому что ресурс их региона, как считают у нас представители органов местного самоуправления или региональных органов власти, не позволяет создать достаточное количество мест в классах для таких детей. И получается дети у нас искусственно выталкиваются на обучение на дому, хотя, на самом деле, могли бы прекрасно учиться очно в классах».

Адвокат Валентина Фролова обратила внимание на незаконность отказов общеобразовательных школ принимать на обучение особых детей:

«Отказы из серии «а у нас нет для вас специальных классов, а у нас нет для вас специальных условий» в случае, если этот ребенок правда может попасть в эту школу, потому что он в этом районе зарегистрирован, не являются законными. Единственное законное основание – отсутствие свободных мест. А если родителям отказывают на основании отсутствия свободных мест, адвокату советует писать заявление в органы образования с просьбой уведомить, где в пределах проживания есть школа для ребенка для очного обучения в классе с другими детьми. Отсутствие ответа с их стороны – повод для судебного иска».

Также в России нередко допускаются ошибки при составлении психиатрических заключений и специальных индивидуальных программ развития (СИПР) для детей с церебральным параличом, особенно в сложных случаях, когда у детей есть сопутствующие ментальные нарушения. Недавно Людмила Смольникова, мама ребенка с церебральным параличом из Ангарска, при юридической поддержке РООИ «Перспектива» выиграла судебное разбирательство, которое длилось почти год. Предложенная ее сыну СИПР была выполнена некачественно, и ребенок, обучаясь по ней, возможно, не смог бы получить качественное образование.

Наталья Тверитнева – учитель-дефектолог детского сада № 41 комбинированного вида «Центр интегративного воспитания» в Центральном районе Санкт-Петербурга, который много лет работает в школьных и дошкольных отделениях ТПМПК (Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия), отметила разницу в российском и европейском подходе определения перспектив развития ребенка:

«Наша система всегда рассматривала ребенка таким образом: давайте посмотрим, что нарушено. В Европе выстраивается другая система поддержки, здесь смотрят с точки зрения: а что сохранно? Иногда не надо долго смотреть на то, что там нарушено, надо развивать то, что сохранно, и на этом строить поддержку. Я всю свою жизнь занимаюсь диагностикой, увидеть именно перспективы развития ребенка – это большая ответственность».

По оценкам заведующей международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ Елены Ярской-Смирновой:

«Проблема коррекционных школ заключается и в слабой подготовке, и в том, что учителя коррекционных школ не всегда верят в возможности своих учащихся. Обучение в искусственно созданной сегрегированной среде и давление педагогов дополнительно стигматизируют подростков с инвалидностью».

Полностью статью «Дети с церебральным параличом могут учиться в обычных школах. Но с равным доступом к учебе пока есть большие проблемы» читайте на портале Meduza.

Ссылка на статью: https://inclusion24.ru/news/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-realnye-problemy-i-mnenie-ekspertov/

Марафон завершен: да здравствует марафон!

Завершился первый этап онлайн-марафона для родителей детей с РАС «Аутизм в квадрате» (г. Ростов-на-Дону), направленный на поддержку семей в условиях самоизоляции.
Марафон завершен: да здравствует марафон!

Организаторами проекта выступили АНО «Ресурсный класс» (г. Ростов-на-Дону) в сотрудничестве с Ольгой Федотовой (бизнес-коуч, эксперт Фонда поддержки социального предпринимательства) при поддержке экспертов Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Федерального фонда поддержки социального предпринимательства (ФПСП), а также Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей с инвалидностью (ВОРДИ) Ростовской области.

Три раза в неделю эксперты проекта в режиме онлайн-эфиров делились практическими рекомендациями по широкому кругу вопросов и связанных с ними проблем, с которыми сталкиваются семьи людей с аутизмом. В настоящее время на сайте проекта «Аутизм в квадрате» любой родитель может познакомиться с записями эфиров в "Архиве".

‍Практические рекомендации, данные специалистами, могут быть полезны родителям детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра и сейчас, в летнее время. А осенью АНО «Ресурсный класс» планирует продолжить марафон эфиров с экспертами в поддержку родителей детей с аутизмом в связи с прогнозируемой второй волной пандемии и повторением режима вынужденной изоляции.

Организаторы онлайн-марафона «Аутизм в квадрате» приглашают всех желающих поделиться интересующими их темами и проблемами для будущих эфиров. Запросы от зрителей, заявки и отзывы принимаются на почту autizmvkvadrate@gmail.com. Подробности о проекте, информацию об организаторах, экспертах и все материалы вы найдете на официальном сайте онлайн-марафона "Аутизм в квадрате".

Ссылка на источник: https://inclusion24.ru/news/marafon-zavershen-da-zdravstvuet-marafon/

Родителям от специалистов – как осуществить право на образование

Приглашаем познакомиться с пособием для родителей «Право особого ребенка на развитие», которое было составлено Региональным общественным фондом инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» (г. Улан-Удэ).

Родителям особого ребенка всегда необходима информация, сообщающая о правах, которыми обладает такой ребенок, информация, помогающая пошагово осуществить те или иные действия, чтобы грамотно и правильно включить ребенка в социум. Пособие для родителей «Право особого ребенка на развитие» представляет собой инструкцию, справочно-информационные материалы, которые необходимы родителям детей с ОВЗ для знаний по правам ребенка в области получения полноценного образования.

Составители пособия:

«Развитие инклюзивного образования следует рассматривать как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования, наиболее важное и перспективное направление совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

Пособие для родителей «Право особого ребенка на развитие» знакомит читателей с развитием инклюзивного образования в Бурятии, правовыми аспектами реализации полноценного развития ребенка, аспектами ранней помощи и этапами получения образования начиная с детского сада. Также в пособии содержится пошаговая инструкция по оформлению инвалидности и получению индивидуальной программы абилитации или реабилитации и справочная информация об учреждениях, оказывающих медицинские, социальные и образовательные услуги семьям с особыми детьми.

На страницах книги «Право особого ребенка на развитие» рассматривается также сопоставление двух моделей понимания инвалидности – социальной и медицинской, где социальная модель приоритетна и более эффективна:

«Понимание и принятие социального подхода к инвалидности позволяет повышать самооценку людей с инвалидностью и дает им второе дыхание в их борьбе за равные права и возможности. Этот процесс повышения самооценки и активности инвалидов должен начинаться с ранних лет. Родители, учителя, доктора и все остальные, кто общается с ребенком в раннем возрасте, должны понять и принять эту модель».

Также читатели узнают о принципах инклюзивной школы, этапах организации обучения ребенка, начиная с раннего вмешательства, об особых условиях, необходимых для осуществления инклюзивного образования, и о программах обучения, которые адаптированы для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития.

Прочитать и скачать пособие для родителей вы можете по ссылке: "Право особого ребенка на развитие"

Ссылка на источник: https://inclusion24.ru/news/roditelyam-ot-spetsialistov-kak-osushhestvit-pravo-na-obrazovanie/

Лучшие авторские методики работы с особыми детьми – в одной книге

Специалисты Центра лечебной педагогики «Особое детство» собрали в единый электронный сборник «Лечебная педагогика: базовые подходы и практические рекомендации» методические материалы по работе с детьми, имеющими психические нарушения.
Лучшие авторские методики работы с особыми детьми – в одной книге

ЦЛП «Особое детство» – московская благотворительная организация, созданная для помощи семьям, воспитывающим особых детей с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, ДЦП, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Центр создан в 1989 году по инициативе родителей и специалистов. С детьми и их семьями в ЦЛП работают педагоги, нейропсихологи, логопеды, дефектологи, психологи, врачи, музыкальные и арт-терапевты и другие специалисты.

В сборник «Лечебная педагогика: базовые подходы и практические рекомендации» вошли материалы о занятиях с детьми с расстройствами аутистического спектра, ЗПР различного генеза, множественными нарушениями, включающими нарушения зрения или слуха, генетическими синдромами и другими состояниями. Многие тексты, представленные в сборнике, можно назвать уникальными, т. к. педагоги Центра используют лучшие современные практики и разрабатывают новые методики работы с особыми детьми. В сборнике специалисты делятся современными подходами к работе по развитию эмоционально-волевой, сенсомоторной и познавательной сфер ребенка, по интеграции особого ребенка в обществе, поддержке его семьи.

Ирина Константинова, нейропсихолог ЦЛП «Особое детство», один из авторов сборника:

«Идея создания сборника родилась в 2019 году. Она связана с тем, что многие методические брошюры Центра лечебной педагогики востребованы, но недоступны, потому что по разным причинам не переиздавались. А электронный сборник мог бы стать решением и хорошим подспорьем для всех специалистов сферы помощи особым детям и взрослым. Мы постарались максимально полно охватить диапазон всех видов занятий, которые проходят в ЦЛП, и все сферы психики, требующие специальной работы в случае нарушений их развития».

Большинство текстов ориентировано на психологов, дефектологов и логопедов. В сборнике представлены авторские методики диагностики особого состояния ребенка и рекомендации по организации интегративных групп для дошкольников и дневной занятости для особых взрослых. Предложенные рекомендации позволят читателю расширить представления о возможностях, которые дают скоординированные усилия команды специалистов в работе с различными проблемами развития. Практикующие специалисты смогут повысить свои компетенции, пополнить арсенал педагогических приемов, больше узнать о деятельности коллег, избравших для себя лечебно-педагогический подход.

Авторы обобщают собственный многолетний практический опыт, дают рекомендации по организации индивидуальных и групповых занятий, делятся репертуаром игр. Книга будет полезна также социальным работникам, тьюторам, студентам, волонтерам и родителям, воспитывающим особых детей.

Бесплатно прочитать или скачать сборник можно в электронной библиотеке Центра лечебной педагогики "Особое детство".

Первые шаги к доступности

В успехе реализации проекта инклюзивной школы большую роль играет наличие доступной среды и универсального дизайна. РООИ «Перспектива» предлагает к ознакомлению брошюру «Школа, доступная для всех».
Первые шаги к доступности

В брошюре собраны удобные и простые инструменты, способные помочь образовательным учреждениям разного уровня реализовать идею инклюзии на практике. Прочесть и скачать электронную версию издания вы можете найти по ссылке: https://inclusion24.ru/library/shkola-dostupnaya-dlya-vseh/.

В данном документе соединились две немаловажные линии, определяющие вектор успеха функционирования инклюзивной школы – расширение возможностей, повышение уровня комфорта и доступности для всех учеников, независимо от их особенностей и здоровья, и реализация права каждого человека на образование в той форме и условиях, которые ему необходимы.

В России существует законодательная база, предусматривающая обеспечение детей с инвалидностью качественным образованием в инклюзивных школах. И качественное образование начинается с пространства, в котором оно будет реализовываться. Без внешних условий, без доступной среды и соответствующего оборудования осуществить эффективный инклюзивный учебный процесс невозможно. Ученики с инвалидностью нуждаются в определенных условиях, которые будут обеспечивать им доступность любого объекта в школе – начиная от туалетных комнат и заканчивая лабораториями. Все архитектурные части образовательного учреждения, коридоры, классы, столовая, лестницы и т. д. должны быть максимально доступны для детей с любой формой инвалидности, определенным образом оснащены и продуманы до мельчайших подробностей.

Инклюзивное общество начинается с инклюзивных школ, и именно опыт обучения детей в школе, где ученики, учителя и администрация являются воплощением принципа разнообразия способностей и возможностей, позволяет создать общество, в котором существование различий между людьми воспринимается как естественная норма. Формирование личной независимости ребенка, улучшение качества жизни, социализация, отсутствие дискриминации и получение образования – процесс работы над этими целями начинается в стенах инклюзивных школ.

В брошюре «Школа, доступная для всех» пошагово разбираются этапы организации доступной среды и индивидуального дизайна в образовательном учреждении – как в школах, так и в детских садах и других инклюзивных образовательных организациях. Условно первые шаги на пути к доступной среде можно определить четырьмя этапами: сбор информации, анализ текущего состояния школьной территории, определение приоритетов развития и составление плана внедрения мер по обеспечению равных возможностей для детей и подростков с инвалидностью и плана обеспечения доступности школы для всех учеников.

Эти четыре этапа подробно описаны в "Школе, доступной для всех". Также руководство охватывает множество частных вопросов, возникающих на практике в процессе создания инклюзивных условий, таким образом, рекомендации будут полезны всем участникам образовательного процесса, задействованным в реализации инклюзивной школы.

Ссылка на источник: https://inclusion24.ru/news/pervye-shagi-k-dostupnosti/

Азы инклюзии как основа успешной практики

Представляем вашему вниманию брошюру, предназначенную для педагогов и администрации общеобразовательных школ «Азбука инклюзии: право, принципы, практика инклюзивного образования».
Азы инклюзии как основа успешной практики

Данное издание разработано Региональным общественным фондом инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» (г. Улан-Удэ). В плане продвижения инклюзивного образования специалисты РОФ инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» тесно сотрудничают с Министерством образования и науки РБ и Комитетом образования г. Улан-Удэ, принимают участие в различных конференциях. Систематически в рамках Байкальского Образовательного Форума выступают одними из инициаторов и организаторов проведения секции «Инклюзивное образование».

Как уже видно из названия, пособие включает в себя основные базовые знания об инклюзивной системе образования и принципах ее реализации. На страницах брошюры вы познакомитесь с историей и этапами развития инклюзивного образования в Республике Бурятия, базовыми принципами, ценностями и правилами инклюзивной школы, а также барьерами в образовании. Составители брошюры уделили большое внимание правовым аспектам инклюзии в образовании, концепции инклюзивного образования и педагогическим технологиям.

Брошюра «Азбука инклюзии: право, принципы, практика инклюзивного образования» включает в себя подробное и четкое рассмотрение основных направлений в инклюзивном образовании с разбором обязанностей и функций каждого участника инклюзивного процесса, адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и анализ взаимодействия инклюзивного образования с компетентностным подходом.

Также отдельное внимание уделяется роли тьютора в инклюзивной системе, языку и терминологии инклюзии. Составители подробно описывают социальную и медицинскую модели понимания инвалидности и рассказывают о мифах и неверных представлениях об инклюзивном процессе в образовании.

Составители о сотрудничестве в образовании:

«Сотрудничество в процессе обучения – это основной принцип построения инклюзивного образовательного процесса, в котором каждый член школьного сообщества или класса несет ту или иную ответственность за успех общего дела. В школах с организационной структурой учебного процесса, выстроенной с ориентацией на всеобщее сотрудничество, всегда сильна атмосфера работы в команде, кооперации, общей ответственности за успех дела и уверенности в достижимости конечной цели. Можно сказать, что технология обучения в сотрудничестве является глобальным трендом, хотя, разумеется, существуют значительные локальные вариации, обусловленные теми или иными педагогическими и социально-психологическими контекстами различных стран».

Брошюра «Азбука инклюзии: право, принципы, практика инклюзивного образования» имеет практико-ориентированный характер и большую практическую ценность для педагогов и администрации школ, реализующих принципы инклюзии в образовании. Прочитать и скачать электронную версию брошюры вы можете по ссылке https://inclusion24.ru/library/azbuka-inklyuzii-pravo-printsipy-praktika-inklyuzivnogo-obrazovaniya/.

Ссылка на источник: https://inclusion24.ru/news/azy-inklyuzii-kak-osnova-uspeshnoj-praktiki/

Помоги меня понять: приложение для коммуникации

Появилась новая версия приложения «Аутизм: общение», которое помогает детям с аутизмом общаться с окружающими.
Помоги меня понять: приложение для коммуникации

Приложение «Аутизм: общение» разработано Московским центром реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» в 2013 году совместно с ведущим экспертом по прикладному анализу поведения Юлией Эрц. Сейчас вышла обновленная версия приложения. Это первое коммуникативное приложение на русском языке, которое помогает детям с аутизмом наладить общение и развивать навыки речи, помогает ребятам учиться, общаться с родителями, сверстниками и окружающими людьми. Оно помогает десяткам тысяч семей, в которых растут дети с расстройствами аутистического спектра.

Игорь Шпицберг, основатель центра «Наш солнечный мир»:

«Главная задача нашего приложения — помочь в общении людям, которые не могут говорить самостоятельно. Приложение «Аутизм: общение» открывает для них возможность общения с родными и педагогами, дает шанс на успешную социализацию».

В новой версии приложения появилась возможность самостоятельного добавления картинок, изображений, которых в первоначальной версии было более 150. По визуальным изображениям ребенок учится различать понятия, предметы и распределять их по категориям (животные, овощи и фрукты, буквы, числа, формы, цвета и так далее) – тренировка этих навыков помогает развивать речь у детей с аутизмом и другими нарушениями. Добавлять изображения могут родители или специалисты, которые занимаются с детьми. Кроме того, предметы можно фотографировать и самому озвучивать. Таким образом, обучение ребенка персонализируется, он изучает те предметы и понятия, которые необходимо знать именно ему.

Еще одна функция приложения – коммуникатор. Выбирая из списка изображений, ребенок может обозначать желаемые предметы и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений помогает озвучить собственные желания и дает возможность для повторения и речевой имитации.

Уникальность приложения «Аутизм: общение» состоит в том, что оно может использоваться при развитии ребенка с различными формами инвалидности, которые сопровождаются коммуникативными трудностями, а также и как инструмент для работы педагогов и родителей, и как развивающая игра, и в качестве развивающего пособия в процессе занятий с обычными детьми младшего возраста.

Приложение «Аутизм: общение» бесплатное. Оно совместимо с любыми устройствами Apple и Android.

Ссылка на источник: https://inclusion24.ru/news/pomogi-menya-ponyat-prilozhenie-dlya-kommunikatsii/

Как побывать в инклюзивном лагере, не выходя из дома

Благотворительный фонд «Цвет жизни» принимает заявки на участие в онлайн-лагере для ребят с ОВЗ «Мир! Дружба! Онлайн!»
Как побывать в инклюзивном лагере, не выходя из дома

Первая смена онлайн-лагеря стартовала 15 июня, и в августе будет запущена третья. Детей ожидает погружение в атмосферу реального инклюзивного лагеря: творческие задания, новые знания, общение, физическая активность, новые знакомства, виртуальные путешествия и полезные навыки.

Особенным детям очень часто не хватает живого общения с другими детьми и взрослыми. В лагере ребята с ограниченными возможностями здоровья познакомятся с новыми друзьями с инвалидностью и без, живущими в разных уголках нашей страны, смогут общаться и почувствовать себя одной командой.

Преимущество инклюзивного пространства заключается еще и в том, что общаясь все вместе, здоровые дети научатся лучше понимать детишек, у которых имеются проблемы со здоровьем, и станут более толерантными по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Стать участниками онлайн-лагеря могут дети от 8 до 13 лет, имеющие инвалидность и ОВЗ. Участие в онлайн-лагере бесплатно.

«Наша цель – наполнить день особенного ребенка полезными и познавательными активностями. Мир, дружба и доброта, ждут каждого участника!»

В программе смены – пять тематических дней с интересными заданиями разных творческих направлений, прямыми эфирами и темами дня.

Лагерь «Мир! Дружба! Онлайн!» будет полезен для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок:

проводил время у компьютера с пользой,
был занят интересным делом,
учился и развивался весело в отличной компании,
давал родителю возможность заниматься своими делами.

Для участия в онлайн-лагере вам понадобится: компьютер, подключение к интернету, а также бесплатное приложение Zoom, через которое происходит общение между детьми и куратором лагеря. Расписание будет согласовано с участниками по мере формирования группы.

Для того чтобы стать участником лагеря, необходимо отправить заявку на почту maevskaya@zvet-zhizni.ru с темой письма «Лагерь». В заявке должно быть указано:

фамилия и имя ребенка,
ФИО родителя/законного представителя,
контактный номер телефона.

Подробную информацию о проекте вы можете найти на сайте БФ «Цвет жизни».

Ссылка на источник: https://inclusion24.ru/news/kak-pobyvat-v-inklyuzivnom-lagere-ne-vyhodya-iz-doma/

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАЛО ОСНОВНОЙ ТЕМОЙ ВДМО-2020

10 июля состоится вебинар, посвященный Всемирному докладу по мониторингу образования 2020 года.

Всемирный доклад по мониторингу образования (ВДМО), созданный в 2001 году как Всемирный доклад по мониторингу ОДВ (Образования для всех), представляет собой независимо издаваемый официальный ежегодный отчет, основанный на фактических данных.

Каждый год в докладе рассматривается определенная тема, которая имеет актуальность и представляет интерес для обсуждения проблем или потенциальных возможностей в сфере образования. В 2020 году тема ВДМО посвящена инклюзии в образовании.
Предстоящий вебинар, организованный Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО), станет платформой для обсуждения исследования ВДМО-2020, его основных выводов и рекомендаций, данных о развитии инклюзивного образования в РФ, представленных в ВДМО-2020, и возможностей для плодотворного сотрудничества в продвижении инклюзивного образования.
23 июня группа ВДМО официально представила свой доклад за 2020 г. Доклад содержит настоятельный призыв к странам сосредоточить внимание на тех, кто остается в стороне в период возобновления работы школ, и содействовать переходу к инклюзии в образовании – крайне актуальное послание для тех, кто в настоящее время восстанавливает свои школьные системы, пострадавшие от пандемии COVID-19. Также в докладе описываются все механизмы, которые подвергают учащихся риску исключения, при этом особое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями, а также содержатся результаты углубленного анализа применяемой странами политики и фактические данные об элементах системы образования, способных содействовать инклюзии.
Главные цели вебинара:

Повысить осведомленность о выводах и рекомендациях ВДМО-2020 среди всех заинтересованных сторон, работающих над переходом к инклюзии в образовании.
Предоставить информацию о результатах и выводах исследования ВДМО-2020 и о направлениях развития инклюзивного образования для политического диалога между лицами, принимающими решения на национальном и региональном уровнях.
Создание новых межсекторальных партнерств для решения проблем перехода к инклюзивному образованию.
Слушатели вебинара смогут ознакомиться также с показателями для измерения степени инклюзивности в образовании с использованием качественных и количественных данных, которые представлены в докладе. Анализ основывается на географически сбалансированных фактических данных, предоставленных в отчетах разных стран.
Программа вебинара будет включать следующее:

Презентация Всемирного доклада по мониторингу образования 2020 г.: цели, основное содержание, выводы и рекомендации.
Презентация Странового отчета Российской Федерации по развитию инклюзивного образования: политика, лучшие практики и ключевые проблемы.
Обсуждение участниками вебинара результатов исследования, выводов и рекомендаций ВДМО-2020.
В онлайн-мероприятии примут участие международные эксперты, ответственные лица, руководители и специалисты, работающие в сфере образования Российской Федерации, а также представители ЮНЕСКО и Министерства просвещения РФ.
Приглашенные докладчики:

Тао Чжань, директор ИИТО ЮНЕСКО;

Билал Баракат, старший специалист по анализу политики Всемирного доклада по мониторингу образования;

Наталья Амелина, старший национальный специалист по проектам в области образования, руководитель отдела профессионального развития педагогов и сетевого взаимодействия ИИТО ЮНЕСКО.

Принять участие в вебинаре приглашаются все, кто хочет получить полезные рекомендации для развития инклюзивного образования. Участники будут иметь возможность обменяться мнениями и подходами, применяемыми при переходе к инклюзивному образованию, а также коллективно обсудить эффективные решения различных проблем, с которыми они сталкиваются. Мероприятие будет проводиться на русском языке.
Время проведения вебинара: 10 июля 2020 г. в 14:00 по московскому времени.

Ссылка для участия в вебинаре: https://zoom.us/j/99519939795.
Пароль: 425084.

Ссылка на источник: https://inclusion24.ru/announce/inklyuzivnoe-obrazovanie-stalo-osnovnoj-temoj-vdmo-2020/

Корова, дерево и йога: учим азбуку Брайля за час

Преподаватель английского языка и мнемотехники Артур Шек рассказал, как запомнить буквы, цифры и знаки препинания на шрифте Брайля и как научить читать незрячих взрослых и детей (вебинар прошёл  4 мая).
Артур Шек, преподаватель мнемотехники:
«Ассоциативная методика запоминания работает не только с Брайлем, но и с любой другой информацией: будь то жестовый язык, иностранные языки, правила, имена, названия, таблицы или графики. Название этой методики – мнемотехника».

Мнемотехника или мнемоника – это совокупность ассоциативных приёмов, основанных на визуализации. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека.
Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Именно поэтому все буквы русского алфавита Брайля участники вебинара, при помощи Артура, запоминали по иллюстрирующим их картинкам. В основе уникального курса Артура Шека, каждая картинка к букве подобрана по  форме так, чтобы она была похожа на  букву – на  формирующие её  точки. Например: «Л» похожа на  ствол дерева (⠇), «Й» –  йога (⠯).
Когда вы  мотрите на  форму буквы, вспомните, какой образ был подобран. Первая буква образа = буква алфавита, которую мы учим. Для удобства, все буквы шрифта Брайля объединены в восемь блоков, где буквы были разбиты по схожести.
Наталья Нижник, координатор отдела образования РООИ «Перспектива»:
«Сегодняшний вебинар прошел очень живо и увлекательно. До сих пор не верится, что еще недавно неизвестный для тебя «шифр» превращается спустя 90 минут в понятный и логичный текст. Техника однозначно работает! Доказательство этому – множество положительных и удивлённых откликов в живом чате от самих участников вебинара».

Артур также ответил на вопросы слушателей: как запомнить шрифт Брайля незрячим детям по методу ассоциаций, почему при письме на шрифте Брайля нужно писать буквы зеркально, какие еще области знаний может освоить человек при помощи мнемотехники. В конце вебинара все участники самостоятельно перевели контрольный текст со шрифта Брайля и поблагодарили эксперта за его кропотливый труд и полезную адаптированную технику.

Ссылка на источник: https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/news/5755-2020-07-06-12-57-36