Блог клуба - Профориентация

Предложение

Уважаемые коллеги! В июле 2020 года рабочей группой ЦНППМ "Педагог 13.ру" будет проводиться обучение педагогических работников образовательных организаций РМ по вопросам организации проектной деятельности. В настоящее время мы с коллегами осваиваем интереснейшую программу "Мастерская наставника", чтобы в дальнейшем поделиться с вами полученными знаниями и интересными методическими материалами, зарядив вас на новый учебный год! Формат обучения - дистанционный. Приглашаю вас в мою учебную группу! Вся информация по номеру: +79879966465 (viber, whatsapp, telegram).

Профессия и здоровье

Профессия и здоровье
(из книги Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника, Г.В. Резапкина, Москва, "Генезис", 140 с.)
«Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей, обязательно, должен сопутствовать успех», — отмечал английский писатель Дж. Рескин.
Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для здоровья, как избыток или дефицит сна и пищи. Болезнь может спровоцировать и нелюбимая работа.
Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост нервно-психических заболеваний,сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. Особую группу риска составляют люди с завышенным уровнем притязания — те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.
Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:
двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.
Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Некоторые профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.
Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых?
Подробно о медицинских противопоказаниях к работе и производственному обучению подростков можно прочитать в справочниках, подготовленных Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, в котором содержится более 1400 профессий, которые можно получить в профессиональных учебных заведениях (ПТУ, техникумах, вузах).
По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:
бытовые условия;
умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
тяжелые и вредные условия труда.
Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия.
Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому, что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.
Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки – алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.

Hard и soft skills в современной профориентации

В современной профориентации, на тренингах и в статьях по встречаются такие американские термины, как «hard skills» и «soft skills». В этой статье проанализируем их значение, откуда они взялись и что с ними делать обычному человеку.
Hard skills – (англ. «жесткие» навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена. Примеры hard skills: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.
Soft skills – (англ. «мягкие» навыки) универсальные компетенции, которые гораздо труднее измерить количественными показателями. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills: такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.
Термины hard и soft skills берут начало в военном деле. В 1959 году армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. В ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills), которые не поддаются планомерному обучению. Понимание различий между soft и hard skills было выражено в доктрине «Системы проектирования военной подготовки» 1968 года таким образом: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills – навыками работы с людьми и бумагами. После того, как термины прижились в военной науке и психологии, они перешли в свободное употребление в сфере бизнеса. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» – hard skills и soft skills.
В чем отличия hard от soft?
1. Чтобы преуспевать в освоении hard skills необходим интеллект (левое полушарие мозга, IQ, логика), для развития soft skills требуется «эмоциональность» (правое полушарие мозга, EQ, эмпатия).

2. Требования к hard skills остаются неизменными вне зависимости от компании, в которой вы работаете, людей и корпоративной культуры. Soft skills, наоборот, изменчивы и ситуативны. Например, программирование относится к профессиональным навыкам (hard skills): правила создания хорошего программного кода будут одинаковы для любого программиста в любой компании. Коммуникативные навыки относятся к универсальным компетенциям (soft skills): правила построения эффектной речи будут зависеть от аудитории, к которой обращается говорящий, от речевой ситуации (разговор в метро или выступление на конференции).
3. Овладеть hard skills можно в различных учебных заведениях (школы, институт, дополнительные курсы). Обычно для них выделяются определенные уровни сложности, по которым можно постепенно подниматься, как по лестнице. Например, владение английским языком делится на уровни Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate и т.д. Чтобы получить новый уровень, необходимо сдать экзамен. В отличие от hard skills, для освоения soft skills не существует легких пошаговых инструкций: человек или обладает каким-либо качеством от рождения (например, дружелюбность, спокойный характер), или приобретает его с опытом, путем проб и ошибок (например, умение работать в команде, лидерские качества). Soft skills осваиваются медленнее, чем hard skills.
4. Для hard skills существуют подтверждающие сертификаты и дипломы о том, что сотрудник имеет необходимые профессиональные навыки. Soft skills не имеют сертификации и доказать их наличие гораздо труднее.
Какие навыки все-таки важнее?
В основном это зависит от профессии и должности, на которой работает человек. Можно назвать 3 группы профессий по соотношению soft и hard skills:
1. Профессии, в которой превалирует hard над soft: например, физик-ядерщик, который может быть замечательным специалистом и отлично выполнять свою работу, и при этом не уметь работать в команде и взаимодействовать с людьми.
2. Профессии, в которых необходимы в равной степени оба вида навыков: например, юристы, бухгалтеры, таможенники. Этим специалистам требуется набор профессиональных навыков, а также коммуникабельность, организованность, терпеливость, доброжелательность, так как они работают с людьми.
3. Профессии, в которых превалируют soft skills: например, сфера продаж, бизнес, политика или творческие профессии. Так, бывают умелые продавцы без образования маркетолога, которые своим обаянием завоевывают клиента. В эффективных продажах задействованы самые разные социальные компетенции: умение говорить красиво и грамотно, выступать публично, умение слушать, умение расположить к себе собеседника, уверенность в себе и др.
Стоит признать, что soft skills – это компетенции будущего. Из двух физиков-ядерщиков более успешным станет тот, кто будет развивать свои социальные компетенции. Вероятно, он сможет сделать более успешную научную карьеру, чем его необщительный коллега.
Как понять, нужно ли развивать soft skills?
Если вы хотите понять, насколько необходимы soft skills в вашей работе, то ответьте на несколько вопросов:
1. Насколько важно для моего карьерного продвижения то, как я взаимодействую с окружающими?
2. Есть ли люди в компании на подобной должности, которые двигаются по карьерной лестнице быстрее?
3. Влияет ли мой темперамент на продвижение в компании?
Если вы ответили «да» на эти вопросы, то работать над своими универсальными компетенциями просто необходимо. Для ориентира расскажем, какие универсальные компетенции наиболее перспективны (на основе исследования профессиональной сети LinkedIn):
Коммуникабельность
Организованность
Умение работать в команде
Пунктуальность
Критическое мышление
Креативность
Гибкость
Дружелюбность
Лидерские качества
Умение решать сложные задачи

Инструкция: как выбрать вуз

«Сначала выбрать специальность, а затем вуз» — стратегия, которая доказала свою эффективность на пути построения образовательной траектории. Прежде всего школьнику нужно определиться с направлением, которое его интересует, а потом уже рассматривать учебные заведения соответствующего профиля. Это может быть не конкретная вузовская специальность, а расширенное направление, интересное для подростка, например, IT, медицина, реклама и PR, естественные науки. Первым шагом на этапе выбора профессии может стать профориентационное тестирование и собеседование по его результатам. Тестирование поможет выявить склонности, которые есть у школьника, и в результате обозначит ряд подходящих направлений. Задуматься о выборе профессии лучше заранее, в идеале в 8-9 классе. Тогда у вас будет достаточно времени впереди, чтобы узнать подробнее об интересующих направлениях: чем занимается специалист выбранного профиля, какие задачи он решает в своей работе, какие перспективы развития в этом направлении существуют, и, конечно, где можно учиться по соответствующей специальности.
«Сначала выбрать специальность, а затем вуз» — стратегия, которая доказала свою эффективность на пути построения образовательной траектории. Прежде всего школьнику нужно определиться с направлением, которое его интересует, а потом уже рассматривать учебные заведения соответствующего профиля. Это может быть не конкретная вузовская специальность, а расширенное направление, интересное для подростка, например, IT, медицина, реклама и PR, естественные науки. Первым шагом на этапе выбора профессии может стать профориентационное тестирование и собеседование по его результатам. Тестирование поможет выявить склонности, которые есть у школьника, и в результате обозначит ряд подходящих направлений. Задуматься о выборе профессии лучше заранее, в идеале в 8-9 классе. Тогда у вас будет достаточно времени впереди, чтобы узнать подробнее об интересующих направлениях: чем занимается специалист выбранного профиля, какие задачи он решает в своей работе, какие перспективы развития в этом направлении существуют, и, конечно, где можно учиться по соответствующей специальности.
На что обратить внимание при выборе вуза:

Наличие в вузе интересующей специальности;
Государственный или негосударственный. Во всех государственных учебных заведениях есть бюджетные места и платное отделение. В негосударственном вузе учиться можно только платно.
Наличие государственной аккредитации. Аккредитация дает вузу право выдавать по окончании обучения диплом государственного образца и предоставлять отсрочку от армии.
Количество бюджетных мест по выбранным направлениям. Чем больше план приема на 1 курс, тем проще туда поступить.
Проходной балл по выбранным направлениям.
Стоимость обучения. В московских вузах стоимость обучения на дневном отделении варьируется от 40 до 770 тысяч рублей в год.
Военная кафедра. Наличие в вузе военной кафедры дает возможность получить параллельно основной образовательной программе военно-учетную специальность.
Общежитие. Наличие собственного общежития, его удаленность от кампуса и стоимость проживания.
Дополнительные программы. Многие вузы предлагают своим студентам профессиональные курсы по смежным специальностям, программы второго диплома в сотрудничестве с зарубежными университетами, творческие объединения и спортивные секции.
Источник: https://www.ucheba.ru/

Слагаемые успеха выбора профессии

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть: конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.); реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию); ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»). Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты: главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть); цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы); пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги); внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления); внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье); запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют). Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы: на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения; каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы; какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу; хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Ступени высшего профессионального образования

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр» (срок обучения не менее четырех лет); высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист» (срок обучения не менее пяти лет); высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр» (срок обучения не менее пяти лет). Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5 5,5 лет. Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации. Чтобы получить степень магистра, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра. Различия между уровнями профессионального образования можно можно проиллюстрировать на примере требований, предъявляемых кандидатам на работу в учреждения юстиции. Лица, имеющие неполное высшее образование, могут быть рекомендованы на должности секретарского, инспекторского и лаборантского состава. Бакалавры могут замещать начальника судебного исполнителя, помощника председателя суда, консультанта суда, начальника секретариата, специалистов 1-й и 2-й категории органов и учреждений юстиции.
Для замещения должностей судей федеральных судов, высших, главных и ведущих и старших должностей необходима квалификация специалиста или магистра.
Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения - институты, университеты, академии. Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист способен решать сложные задачи самостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Высшее образование позволяет самостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи.
Содержание высшего образования состоит из трех частей: углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» например, математика, физика, химия, черчение, технология, литература; общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, информатика); специальное образование (расчет и конструирование автомобилей или проектирование литейных цехов, кардиология или поэзия эпохи Возрождения). Понятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации, однако есть обязательные предметы для всех вузов, например, философия и иностранный язык. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.

Ошибки в выборе профессии

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть вызвана отсутствием, недостатком или искажением информации. Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками. В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до 3—4 профессий, о содержании которых имеется смутное представление. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии – выбор из соображений «престижа». «Престиж» – понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам. Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию “за компанию”, не думая о том, что не существует двух
одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника. Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все – телесериалы, советы случайных людей, мода.
Выбор профессии не ставит крест на других ваших интересах. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе своего жизненного пути. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Музыканты и ценители музыки знают А.П.Бородина как выдающегося музыканта, а ученые - как великого химика. «Если бы мне сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.
Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тетчер стала великим политиком.
…Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я делаю это в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера…
Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители… (Ю.М. Орлов. Самопознание и самовоспитание характера) Но правильный выбор профессии – еще не все. Если человек не развивается, может наступить профессиональная деформация – явление, заметное только со стороны. Учитель, у которого потребность учить и оценивать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от командного голоса и привычки всех строить; врач, воспринимающий всех людей как своих потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз – наверняка вы можете вспомнить взрослых, профессию которых можно определить по их поведению. Смена профессиональной деятельности помогает избежать профессиональной деформации. На протяжении жизни человек может несколько раз менять профессию. Иногда хобби превращается в профессию, а профессия становится хобби.

Какую цену вы готовы заплатить за свой выбор? Чем вы будете за него расплачиваться? Некоторые профессии вредны для здоровья. Есть профессии, трудно совместимые с семейной жизнью. Летчики, космонавты, подводники, полярники, пожарные, саперы работают в условиях высокой степени риска. «Вряд ли сейчас существует профессия, в которой чувство нового так неразрывно переплеталось бы с риском, как в профессии космонавта», – пишет летчик-испытатель Е.В.Хрунов. Участник первой экспедиции на Луну М.Коллинз рассказывал: «В космосе на каждого участника полета ложились нечеловеческие нагрузки – нервные, физические, нравственные. Космос не прощает даже малейших ошибок. А ты рискуешь главным – своей жизнью и жизнью товарищей… Это слишком большое напряжение, от которого не уйдешь и десять лет спустя». Есть люди, для которых риск является жизненной потребностью. Эти люди стремятся к опасности и находят в ней радость и смысл жизни. Многие известные летчики, космонавты, путешественники говорят о своей любви в детстве к подвижным играми, экстремальным видам спорта. Но этого недостаточно. Способность принимать решения в критических ситуациях, развитая интуиция с опорой на знания и навыки, быстрота реакции, безупречное здоровье, отличная спортивная форма – вот основные требования экстремальных профессий.
Но рисковать можно не только своей жизнью и здоровьем. По-своему опасны профессии и учителя, и судьи, и врача. Выбирая профессию, важно осознавать степень риска и ответственности.

Что такое профессия и специальность

Что такое профессия и специальность?
Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике. Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями.
Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита. Разница между профессией и специальностью
Итак, главное отличие – в объёме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объёмы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки. Профессия может быть освоена и без неё – на практике (певец, актёр).
Итак, отличие профессии от специальности заключается в следующем:
1. Объём понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
2. Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти обучение, сдать экзамены. Овладеть профессией можно и на практике (журналист, писатель, строитель), если она требует либо таланта, либо физических навыков.
3. Необходимость подтверждения. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и в большинстве случаев не требует никакой аттестации или экзаменов. А вот специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование.
Формальное выражение. Профессия приносит человеку реальный доход, а основным её выражением является востребованность персоны. Специализация же подтверждается документом государственного образца, который действует на определённой территории.

Я так хочу: 4 шага к осознанному выбору профессии

Шаг 1. Оценить способности и склонности
На этом этапе нужно определить несколько подходящих для развития направлений. Хорошо, если склонности к определенной профессии выражены явно, и с детства есть мечта стать врачом или художником. Но если сделать выбор трудно, то нужно для начала найти область или сферу деятельности, которая подходит больше всего. В нее может входить несколько профессий. Выбрав, например, сферу «Иностранные языки», можно работать переводчиком, расшифровщиком, лексикографом, литературоведом, редактором, дизайнером шрифтов, экскурсоводом, дипломатом или учителем.

Помочь с выбором подходящей сферы может, например, опросник А.Е. Голомштока «Карта интересов». Нужно ответить на 174 вопроса (немало, но что делать?), которые позволят определить, насколько выражены разные профессиональные интересы по 29 направлениям: медицина, легкая и пищевая промышленность, иностранные языки, металлообработка, сценическое искусство и др.

Шаг 2. Наметить цель
Следующий шаг — выбор более узкой цели. Он зависит от того, как человек определяет для себя понятие «успех» и в какой деятельности, вероятнее всего, сможет его достичь. Опросы старшеклассников показывают, что выбор конкретной цели основывается на оценке общественной значимости, престижности и прибыльности различных профессий. Самыми значимыми для общества старшеклассники сейчас считают профессии врача, ученого и военного, самыми престижными — врача, военного и юриста, а самыми прибыльными — юриста, финансиста и (снова) военного.

Помочь в выборе цели также помогут профессиограммы, которые содержат полные характеристики разных профессий. Здесь можно найти ответы на вопросы о том, в чем заключается суть той или иной специальности, чем конкретно нужно будет заниматься, какими будут условия труда, какие требования предъявляются к работникам, какие способности нужны, насколько легко устроиться на работу, на какой заработок можно рассчитывать и легко ли сделать карьеру.

Есть еще один путь — с помощью сайтов по поиску вакансий самостоятельно составить портрет профессионала, получившего выбранную специальность: перечень обязанностей, уровень оплаты, список необходимых навыков и личных качеств.

Шаг 3. Определить способы достижения цели
Достичь любой цели, как правило, можно не одним, а несколькими путями. И задача этого этапа — оценить преимущества и недостатки каждого из них. Но для начала нужно эти дороги проложить.

Тут можно применить технику обратного планирования, которая поможет получить детальную карту пути к цели от текущего момента. Для этого нужно взять лист бумаги и расположить его горизонтально. Справа будет располагаться будущее, а слева — настоящее. Затем справа нужно нарисовать кружок и написать в нем свою цель — например: «Я — кредитный менеджер в банке». После этого надо задать себе всего два вопроса: «Можно ли сделать это сейчас?» и «Что для этого нужно?».

Ясно, что стать кредитным менеджером сразу невозможно: для начала нужно пройти конкурсный отбор вместе со множеством других кандидатов. И тут надо нарисовать возле цели справа следующий кружок, который приблизит будущее к настоящему. Чтобы пройти отбор, нужно максимально соответствовать требованиям, которые предъявляет работодатель. А для этого требуется подходящее образование. При этом хорошая успеваемость и прохождение практики во время обучения существенно повышают шансы на успех.

Продолжать цепочку на бумаге надо до тех пор, пока не будет получен утвердительный ответ на первый вопрос: «Можно ли сделать это сейчас?«.

Таких «маршрутных листов» может быть несколько, но все они позволят очертить пути к одной желаемой цели. Например, в рамках двух разных дорог можно выбрать очное обучение в вузе или работу параллельно с обучением на «заочке» — и это будут два разных варианта.

Шаг 4. Найти, с чего начать
«Как сделать самый первый шаг и каким он должен быть?» — основной вопрос этого этапа. Самое важное — помнить, что осознанный выбор основан на личной ответственности за результат. Важно понимать, что ваша жизнь будет меняться в зависимости от того, какие события станут в ней происходить после того, как вы сделаете тот или иной шаг. Нужно оценить разные варианты и выбрать из них наилучший.

Для оценки можно применить SWOT-анализ, нарисовав таблицу с четырьмя полями:

Strengths — достоинства,
Weaknesses — слабые стороны,
Opportunities — возможности,
Threats — угрозы.
В ней можно будет перечислить все «за» и «против», все «но» и «зато» того, что вы собираетесь выбрать. Например, достоинства поступления на дневное отделение — полное погружение, большой объем важных знаний и «очный» диплом, а слабые стороны — невозможность работать во время учебы, и т. д.

SWOT-анализ можно применить не только в отношении первых или важных шагов, но и для самоанализа. Вопросы в этом случае будут такими:

Каковы мои сильные и слабые стороны?
Как можно использовать их для достижения цели?
Какие возможности дают сильные стороны?
Как недостатки могут повлиять на достижение цели?
И, кстати, осознанный выбор на основе четырех шагов можно делать не только в профессиональной, но и в любой другой жизненной сфере.

Как выбрать профиль обучения в старших классах

Какие бывают профили обучения?
Профильные классы в школе формируются, как правило, в последние два года учебы. На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в каждой московской школе. Профильные классы подразумевают под собой углубленное изучение отдельных предметов. Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом — информатика и математика, в экономическом — математика и обществознание.
Самые распространенные профили обучения:
физико-математический;
химико-биологический;
информационно-технологический;
социально-экономический;
гуманитарный;
лингвистический;
художественно-эстетический.
Также в последние годы в московских школах активно развиваются высокотехнологичные профили обучения. Так, под эгидой Департамента образования действуют программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». В рамках этой программы школы получают лабораторное оборудование для курсов химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий. Обучение проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает элективные курсы, профориентацию, экскурсии на профильные предприятия, участие в мероприятиях для абитуриентов.
Реформа среднего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы ребята в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения. Подразумевается, что образовательный комплекс может предложить своим ученикам восемь-десять специализаций, в то время как школа сама по себе — не более двух-трех.
Интересы и склонности
Большинство школьников в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам, и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.
Для того чтобы выбрать профильный класс в школе, нужно понять, какие предметы даются вам лучше остальных, что именно вам интересно, чем бы вы хотели заниматься в будущем. Профориентационные тесты, которые можно найти в интернете (в частности, на сайте «Учёба.ру»), на основе ваших склонностей помогут определить подходящее вам направление обучения: гуманитарное, естественно-научное, техническое и т. д.
Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.
С расчетом на ЕГЭ
Если вы уже определились с направлением обучения в вузе и знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, специализация в старших классах должна быть соответствующая. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику. Занимаясь два года в физико-математическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей — и это только в рамках основного расписания. За счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ вы сможете все свое внимание уделять профильным предметам. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах. Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.