«Формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка».

Важнейшей задачей современной системы образования по ФГОС  является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Всем известно, наука и техника не стоит на месте. С каждым годом появляются новые разработки и технологии со своим стремительным развитием науки и техники, созданием новых передовых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Соответственно, чтобы внедрить такие технологии, нужно  сначала самому изучить профессионально, а потом уже внедрять в систему, улучшая  основополагающие базовые знания, навыки и умения. Отличительной чертой современного мира является то, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в корректировке в соответствии с  общепринятыми и установленными требованиями и правилами, а результаты обучения получают не в виде конкретных знаний в той или иной области, а в виде умения учиться, видоизменять, дополнять и применять к сведению, становятся сегодня всё более востребованными задачами. Отсюда исходит вывод: важно не просто передать все знания и профессиональные навыки другому человеку, а научить владеть и пользоваться полученной информацией в теории и  практике. В связи с этим происходит переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, которые требуют коренный изменений в деятельности преподавателя начальной школы.

Важнейшей задачей современной системы образования по ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком (собственно психологическом значении) «Универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского,    П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали

Ю. К. Бабанский, JI. C. Выготский, П. Я. Гальперин, H. A. Лошкарева,             A. A. Люблинская, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали                   Д. В. Воровщиков, Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко, A. B. Усова и др.

Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом др.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской,                        И. А. Володарской, O. A. Карабановой и др.

Анализ литературы по теме исследования показал, что несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количества материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных УУД, и позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку сложившихся теоретических взглядов и технологических подходов, нельзя сказать, что научная проблематика внутри этой сложной проблемы исчерпана. Нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования познавательных УУД, мы столкнулись с недостаточным использованием в практике дидактического потенциала элементов проблемного обучения младших школьников при формировании компонентов познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, уроки русского языка обеспечивают формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и недостаточностью путей решения проблемы.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка».

Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка в первом классе.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка в первом классе.

Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка может быть обеспечена, если:

–  на основе анализа практики современного начального образования, с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта обозначены и внедрены в практику современной начальной школы технологии, методы и приёмы, способствующие формированию универсальных учебных действий младших школьников;

– реализуется комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования УУД:

а) изучены и отобраны методы и формы проведения уроков русского языка, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий;

б) разработаны критерии оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;

— дано экспериментальное обоснование процесса для объективной оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. раскрыть сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий, дать теоретическое обоснование необходимости формирования познавательных универсальных действий на уроках русского языка в начальной школе;

3. разработать комплекс психолого-педагогических, дидактических условий, обеспечивающих процесс формирования познавательных универсальных учебных действий;

4. изучить методы и формы проведения уроков русского языка, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий;

5. разработать критерии оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент); статистический метод обработки данных.

Практическая значимость работы состоит в том, что в нем представлен и апробирован комплекс уроков для учащихся младшего школьного возраста, повышающих уровень формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Added By Plugin From Parameter - 545960

Похожие статьи:

Статьи"Понятие системы универсальных учебных действий младших школьников".


Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!