Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

СП МБОУ «Дракинская средняя общеобразовательная школа»

в селе Никольское

 

 

     

Рассмотрена и одобрена

на заседании МО начальных классов

Руководитель МО

___________  /Майорова Н.С./

Протокол № 1от  «30» августа 2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

___________  /Зюзина Г.П./

 

 «30» августа 2019г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Дракинская СОШ»

______________/Сетяева М.Г./

Приказ № ___ от «   » сентября 2019г.

 

 

 

Рабочая программа

по  учебному курсу  «Окружающий мир»

2 класс

 

 

                                                                                         Составила: учитель начальных классов

                                            Фатина Л. Ф.   

 

 

 

 Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол №1 от 30 августа 2019г.

                                                                                                            

 

2019-2020 учебный год.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа составлена на основе:

·         Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Закона Республики Мордовия от 08.08.2013 № 53-З «Об образовании в Республике Мордовия»;

·         приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·         санитарно-эпидемиологический требований к условиям и организации обучения в образовательных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

·         примерных основных образовательных программам начального и основного общего образования, разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования второго поколения, одобренных Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

·         примерной программы по литературному чтению, авторской программы к УМК «Школа России»Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы: 1-4 классы — М.: Просвещение, 2012г.

Используемый учебник: УМК «Окружающий мир», 2 класс. В 2 ч.  Плешаков А. А.

Планируемые результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение

            личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционнально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 

 

 

   Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении     

              метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее зффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

б) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие  

     предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

 

 

Раздел программы

 

Количество часов

Из них

Практические

 работы

Экскурсии

Проверочные

работы

Проекты

Где мы живём?

Наш «адрес» в мире: планета -   Земля, страна — Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Где мы живём?

4

 

 

1

Проект «Родной город»

Природа

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе(осенние явления).   Кошки и собаки различных пород. Уход   за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.   Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.) Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;  исследование с помощью лупы состава гранита, рассматривание образцов полевого шпата, кварца, слюды;  определение растений с помощью атласа-определителя; освоение приёмов ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;  освоение приёмов содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями

20

5

1

1

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Жизнь города и села

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. Сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.Магазины   посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры ,   их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсия: наблюдение зимних явлений   природе

10

 

1

1

Проект «Профессии»

Здоровье и безопасность

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,   не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая   работа: Отработка правил перехода улицы.

 

 

9

1

 

1

 

Общение

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте)

7

 

 

1

 

Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля — общий  дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы:  определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

18

2

1

1

Проект

«Города России»

Проект

«Страны мира»

Итого:

 

68

8

3

6

5

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс (68 ч)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

Родная страна

Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город и село. Проект «Родной город (село)» Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село).

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа и рукотворный мир

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш адрес в мире

Вселенная. Звёзды и планеты. Земля — одна из планет. Разнообразие стран и народов на Земле. Наша страна — одна из стран мира, родной дом многих народов. Разнообразие городов и сёл России. Наш город (село), родной край — наша малая родина

 

 

 

 

 

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

— Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

— различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;

— анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими;

— работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

— сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

— работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану;

— работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;

рассказывать о своём доме по плану;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— распределять обязанности по выполнению проекта;

— подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;

— собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования

— оформлять стенд, мультимедийную презентацию;

— проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

— ухаживать за памятниками;

— помогать взрослым в благоустройстве;

— проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;

оценить свои достижения в реализации проекта

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

— приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;

— работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему:

— обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять свой «адрес в мире»;

— работать в паре: сравнивать звезды и планеты; анализировать схему в учебнике, находить на ней нашу планету, называть известные детям страны мира;

— сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и рукотворные картины Отечества;

— называть свой домашний адрес;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

— выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Природа» (20 ч)

Неживая и живая природа

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между не- живой и живой природой

— Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

— классифицировать объекты природы по существенным признакам;

— различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию;

— Приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;

— работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

— устанавливать связи между живой и неживой природой;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Явления природы

Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров

 

 

 

 

 

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;

— приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

— анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;

— рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Что такое погода

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды

 

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

— характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

— приводить примеры погодных явлений

(дождь, гроза, метель и др.);

— работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;

— сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

— работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»

 использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи

В гости к осени (экскурсия)

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе

— Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;

— наблюдать изменения в неживой и живой  природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

— определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц еще можно наблюдать в природе);

— оценивать результаты своих достижении на экскурсии

В гости к осени (урок)

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;

рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

— сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были

сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека:

— работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Звёздное небо

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— находить на рисунке знакомые созвездия

— сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;

— моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея:

— знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку:

— работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Заглянем в кладовые земли

Горные породы и минералы. Гранит и его состав

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

— различать горные породы и минералы;

— работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них;

— читать и обсуждать отрывок из книги

А. Е. Ферсмана «Моя коллекция»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Про воздух и про воду (2 ч)

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить:

— рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

— работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

— описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

— наблюдать небо за окном и рассказывать

о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

— работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае;

наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Какие бывают растения

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— устанавливать по схеме различия между группами растений:

— работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

— приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

— определять растения с помощью атласа-опрелелителя;

— оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

— работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений:

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Какие бывают животные

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

— работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;

— сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Невидимые нити

Связи в природе, между природой и человеком.

Необходимость сохранения «невидимых» нитей

 

 

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;

— работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

— читать и обсуждать стихотворение

Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию

— работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений: — - — классифицировать культурные растения по определённым признакам

— находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

— сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Дикие и домашние животные

дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль

и коррекцию;

— работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать

о значении домашних животных и уходе за ними;

— находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы>;

— сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору):

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Комнатные растения

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

— работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них:

— оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

— практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией:

— формулировать выводы из изученного материала.

Животные живого уголка

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними:

— работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;

— рассказывать о своём отношении к

животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы:

— практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями;       --   характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными.

Ответственное отношение к содержанию

домашних питомцев.

 

 

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;

— приводить примеры пород собак с

атласа-определителя;

— обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

— работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца. извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Красная книга

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок. лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

— работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

— работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

— работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообшение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе. рассказывать о них;

— знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;

читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

распределять обязанности по выполнению

проекта;

— извлекать информацию из различных источников;

— готовить рисунки и фотографии (слайды

мультимедийной презентации);

— составлять собственную Красную книгу;

— презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;

— оценивать свои достижения в выполнении проекта

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

— Выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать правильность/не правильность

предложенных ответов;

— оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел « Жизнь города и села» (10 ч)

Что такое экономика

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

 

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

— работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения;

— читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников

— определять по фотографии деньги разных стран;

— работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Из чего что сделано

Использование природных материалов для

изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

— работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;

— работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе);

— читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке., рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Какой бывает транспорт

Виды транспорта. первоначальные представления об истории развития транспорта

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

— работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);

— узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;

— работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного Транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Культура и образование

Учреждения культуры (музей, театр, цирк,

выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамера.

— различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования в том числе в своём регионе;

— извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;

— обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

— работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них: с помощью Интернета

— совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Все профессии важны. Проект «Профессии» Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

— рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

— работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;

— обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

— читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);

— интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;

— подбирать фотографии их семейных архивов;

— составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;

— собирать материал в «Большую книгу профессий»

— презентовать работы;

— оценивать результаты выполнения проекта

В гости к зиме (экскурсия)

Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе

— Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить

— наблюдать над зимними погодными явлениями;

— обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

— исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

— определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;

— распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

— наблюдатъ поведение зимующих птиц;

— формулировать выводы по материалу экскурсии;

— оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии.

В гости к зиме (урок)

Зимние явления в неживой и живой природе

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;

— работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;

— формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

— обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги <Великан на поляне»;

— работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота Зимы»; подкармливать зимующих птиц;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Проверка знаний и умений. Формирование

адекватной оценки своих достижений

— Выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать правильность неправильность

предложенных ответов;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений,

— Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Раздел « Здоровье и безопасность» ( 9 ч)

Строение тела человека

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;

— работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Если хочешь быть здоров

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;

— обсуждать сбалансированное питание школьника;

— работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения осуществлять самопроверку

— формулировать правила личной гигиены характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;

— демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Берегись автомобиля!

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки, правила перехода улицы)

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

— работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;

— выбирать и отмечать фишками дорожные

знаки, встречающиеся на пути в школу;

— моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

— оценивать свои достижения на уроке

Школа пешехода

Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС)

— Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

— работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

— практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Домашние опасности

Правила безопасного поведения в быту

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

— работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать) правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Пожар

Правила противопожарной безопасности.

Вызов пожарных по телефону

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);

— запомнить правила предупреждения пожара;

— моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;

— работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»;

— работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;

 

На воде и в лесу

Правила безопасного поведения на воде и в лесу

— Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

— характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

— запомнить правила поведения во время купания;

— работать в паре: различать съедобные и

ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию

— находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники);

— определять с помощью атласа-определителя жалящих  насекомых, осуществлять самопроверку

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Опасные незнакомцы

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами

— моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС

— работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;

— работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;

— работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

— Выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел « Общение» (7 ч)

Наша дружная семья

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье

— Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о

семейной атмосфере, общих занятиях;

— формулировать понятие «культура общения»;

— обсуждать роль семейных традиций для

укрепления семьи;

— моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

Проект «Родословная»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

— отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);

— составлять родословное древо семьи;

— презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

— оценивать свои достижения

В школе

Классный и школьный коллектив. Совместная

учеба, игры, отдых.

Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о своём школьном

коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

Обсуждать вопрос о Культуре общения в школе;

— формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

— оценивать с нравственных позиций формы

поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

— моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Правила вежливости

Правила этикета в общении. Формулы

приветствия и прощания. Этикет общения по телефону

Правила поведения в общественном транспорте

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

— обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

— формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

— моделировать ситуации общения в различных ситуациях;

— формировать выводы из изученного

материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ты и твои друзья

Правила поведения в гостях

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

— обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

— обсуждать правила поведения за столом;

— моделировать правила поведения за столом (практическая работа);

— формулировать правила этикета в гостях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Мы — зрители и пассажиры

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте)

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

— обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;

— обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника:

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

— Выполнять тестовые задания учебника;

— Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Путешествия» (18 ч)

Посмотри вокруг

Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

— сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

— различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

— работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;

— анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ориентирование на местности (2 ч)

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе);

— практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу;

— знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Формы земной поверхности

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;                     — анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

— работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края;

— описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа

Н. И. Сладкова, личных впечатлений);

— работать со взрослыми: составлять фото- рассказ на тему «Красота гор»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Водные богатства

Водные богатства нашей планеты; океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать водоёмы естественного и искусственного происхождения узнавать их по описанию

— работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

— обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу

К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);

— работать со взрослыми: составлять фото- рассказ на тему «Красота моря»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

В гости к весне (экскурсия)

Наблюдения над весенними явлениями природы

— Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

— наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений,

появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

— формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;

— оценивать свои достижения на экскурсии

В гости к весне (урок)

Весенние явления в неживой и живой природе

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

— работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;

— моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

— работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Россия на карте.

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать изображение России на глобусе и карте;

— работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);

— учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Проект «Города России»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,

обсуждение способов и сроков работы

В ходе работы над проектом дети учатся:

— распределять обязанности по выполнению проекта;

— в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

— составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами);

— презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе);

— оценивать достижения свои и товарищей;

— оформлять стенд «Города России»

Путешествие по Москве

Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы;

— работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;

— отличать герб Москвы от гербов других городов;

— работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Московский Кремль

Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

— работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану;

— читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах

 А. Васнецова;

— рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Город на Неве

Санкт-Петербург — северная столица России.

Герб и план города, архитектурные памятники.

Памятник Петру I, история его создания

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт- Петербурга, находить на нём достопримечательности города;

— работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт- Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт- Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы;

— отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

— работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета;

— читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Путешествие по Оке

Старинные русские города, расположенные на реке Оке: Орёл, Калуга, Таруса, Серпухов, Пушино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород. Приокско-Террасный заповедник

 

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать по схеме, какие старинные города расположены на Оке, перечислять их в направлении от истока реки к устью;

— рассказывать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке; рассказывать по личным впечатлениям о городах России, в которых удалось побывать;

— работать в группе: готовить сообщение об одном или двух городах на Оке, пользуясь учебником и другими источниками информации;

— моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов на Оке;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Путешествие по планете

Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

— работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Путешествие по материкам

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить материки на карте мира;

— работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом;

— предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников;

Страны мира. Проект «Страны мира»

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать физическую и политическую карты мира;

— находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран;

— работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках;

— пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

— в ходе выполнения проекта дети учатся:

распределять обязанности по выполнению

проекта;

— готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах;

— подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды);

— презентовать свои исследования с

демонстрацией иллюстраций;

— оценивать свои достижения в выполнении проекта

Впереди лето

Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных

 

— Понимать учебную задачу урока и

стремиться её выполнить;

— определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку;

— читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу;

— приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

— рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

— работать со взрослыми за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам <Красота лета». «Красота животных»;

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

— Выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать правильность/неправильность

предложенных ответов;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

— Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование уроков Окружающий мир (68 ч).

Наименование

разделов и тем

Вид

занятия

кол-во

часов

Вид

сам.раб

Дата проведения

план.

факт.

Раздел 1.

Где мы живем

 

4 ч

 

 

 

1. 1

Родная страна

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

1. 2

Город и село.

Проект «Родной город (село)»

комбин

1

творч.

раб.

 

 

1. 3

Природа и рукотворный мир

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

1. 4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Где мы живем»

контр

1

Тест 1

 

 

Раздел 2.

Природа

 

20 ч

 

 

 

2. 1

Живая и неживая природа

комбин

1

Обуч.

 

 

2. 2

Явления природы

нов. зн. с практ.

1

практ.1

 

 

2. 3

Что такое погода

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

2. 4

В гости к осени ( Экскурсия)

экскур

1

Наблюдения

 

 

2. 5

В гости к осени ( урок)

обощен

1

Обуч.

 

 

2. 6

Звездное небо

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

2. 7

Заглянем в кладовые Земли.

нов. зн. с практ

1

практ.2

 

 

2. 8

Про воздух...

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

2. 9

…И про воду

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

2. 10

Какие бывают растения

нов. зн. с практ

1

практ.3

 

 

2. 11

Какие бывают животные

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

2. 12

Невидимые нити

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

2. 13

Дикорастущие и культурные растения

нов. зн.с практ

1

практ.4

 

 

2. 14

Дикие и домашние животные

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

2. 15

Комнатные растения

нов. зн. с практ.

1

практ.5

 

 

2. 16

Животные живого уголка

нов. зн. с практ

1

практ.6

 

 

2. 17

Про кошек и собак

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

2. 18

Красная книга

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

2. 19

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

проект

1

творч.

раб.

 

 

2. 20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

контр

1

Тест 2

 

 

Раздел 3.

Жизнь города и села

 

10 ч

 

 

 

3. 1

Что такое экономика

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

3. 2

Из чего что сделано

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

3. 3

Как построить дом

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

3. 4

 Какой бывает транспорт

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

3. 5

Культура и образование

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

3. 6

Все профессии важны.

 Проект «Профессии»

проект

1

творч.

раб.

 

 

3. 7

В гости к зиме (экскурсия)

экскур

1

Набл.

 

 

3. 8

В гости к зиме (урок)

обобщ

1

Творч.

 

 

3. 9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь  Города и села»

контр

1

Тест 3

 

 

3. 10

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга,

или Возьмем под защиту>, «Профессии»

защит

проект

1

творч.

раб.

 

 

Раздел 4.

Здоровье и безопасность

 

9 ч

 

 

 

4. 1

Строение тела человека

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

4. 2

Если хочешь быть здоров

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

4. 3

Берегись автомобиля!

нов. зн.с практ.

1

практ.7

 

 

4. 4

Школа пешехода

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

4. 5

Домашние  опасности

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

4. 6

Пожар!

нов. зн.с практ.

1

Практ.

 

 

4. 7

На воде и в лесу

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

4. 8

Опасные незнакомцы

нов. зн.

1

Обуч..

 

 

4. 9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность »

контр

1

Тест 4

 

 

Раздел 5.

Общение

 

7 ч

 

 

 

5. 1

Наша дружная семья

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

5. 2

Проект « Родословная»

проект

1

творч.

раб.

 

 

5. 3

В школе

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

5. 4

Правила вежливости

нов. зн.с  практ.

1

Практ.

 

 

5. 5

Ты и твои друзья

нов. зн.с практ.

1

Практ.

 

 

5. 6

Мы — зрители и пассажиры

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

5. 7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

контр

1

Тест 5

 

 

Раздел 6.

Путешествия

 

18 ч

 

 

 

6. 1

Посмотри вокруг

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

6. 2

Ориентирование на местности

нов. зн. с практ.

1

практ.8

 

 

6. 3

Ориентирование на местности.

экскурс

1

Набл.

 

 

6. 4

Формы земной поверхности

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

6. 5

Водные богатства

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

6. 6

В гости к весне (экскурсия)

экскур

1

Набл.

 

 

6. 7

В гости к весне (урок)

обобщ

1

Творч.

 

 

6. 8

Россия на карте

нов. зн. с практ

1

Практ.

 

 

6. 9

Проект « Города России»

проект

1

творч.

раб.

 

 

6. 10

Путешествие по Москве

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

6. 11

Московский Кремль

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

6. 12

Город на Неве

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

6. 13

Путешествие по планете

нов. зн.

1

Обуч.

 

 

6. 14

Путешествие по материкам

нов. зн.

1

Обуч..

 

 

6. 15

Страны мира. Проект «Страны мира»

проектный

1

творч.

раб.

 

 

6. 16

Впереди лето

обобщ

1

Творч.

 

 

6. 17

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

контр

1

Тест 6

 

 

6. 18

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Защита

проект

1

творч.

раб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Added By Plugin From Parameter - 546248

Похожие статьи:

Методические рекомендацииРабочая программа по русскому языку 2 класс


Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!